Нетворкинг-туризм — что это?

Традиционные туристы в Узбекистане — это в основном люди пожилого возраста, которые приезжают посмотреть достопримечательности. Их не так много, да и всего, по разговорам туроператоров, к нам приезжают около 300 или 400 тысяч туристов в год. У нашей страны большой потенциал в привлечении гостей с различными, не только туристскими, целями — рынок открывается для бизнеса и инвестиций.

Сейчас в тренде нетворкинг. Многие понимают, что бизнес может расти не только за счет традиционных капитала, труда и технологий, но и с помощью бизнес-модели, основанной на управлении нетворкингом. Примеры — Airbnb, Uber.

Я сам являюсь активным участником нескольких профессиональных нетворкингов, в том числе международных, но вот создание бизнеса, который базируется на нетворкинге — это пока вызов.

Что интересно в нетворкинге — возможность экспоненциального роста прибыли, а не поступательного. Используя эти идеи, в январе мы в сотрудничестве с IT-компанией BePro начали работу над Go2.Uz, который основан на концепции нетворкинг-туризма (networking based tourism).

Фото: Евгений Сорочин / Spot

Мы хотим «поженить» на нашей площадке потенциальных частных инвесторов и местных поставщиков услуг. Проект не направлен на крупных институциональных инвесторов, так как у них другие каналы связи и они изучают инвестиционную привлекательность страны по-другому.

Частный инвестор может приехать в страну не только как турист, но и как заинтересованное лицо. Мы можем связать его с бизнес-сообществами Узбекистана, участники которых сами ищут бизнес-партнеров или инвесторов за рубежом, что достаточно сложно и дорого: люди ездят на выставки, конференции, собирают кучу визиток, а деловые контакты с потенциалом сотрудничества устанавливаются в единичных случаях.

Мы хотим создать площадку, где люди могут не только встретиться с наименьшими для обеих сторон затратами, но еще и получить удовольствие от туризма и интересных знакомств.

Это совмещение приятного с полезным: человек посещает исторические города, плюс по его специальному запросу мы назначаем для него деловые встречи, размещая его заявку в отраслевых группах, в том же Telegram. Или создаем мини-группу заинтересованных лиц, где он найдет контакты, предварительно договорится о встречах. Это будет дополнительной мотивацией приехать в Узбекистан.

Монетизация: комиссия за сервис

Пока очень много пробелов в бизнес-модели. Скорее всего, будем передавать достаточно «подогретого» клиента поставщику услуг в Узбекистане.

Будем помогать получить визу, забронировать отель — но, помимо стандартных услуг, предоставим базисный консалтинг. Если клиенту понадобится более глубокий анализ, сведем его с профессиональными консалтинговыми компаниями. Это уже будут платные услуги. Модель монетизации предполагает, что в будущем мы будем брать комиссию за предоставленный сервис.

Уже этой весной к нам, возможно, приедут первые несколько человек. Получим фидбек от них и летом займемся конструированием проекта. 15 августа состоится запуск бета-версии Go2.Uz — полноценного сайта и приложения.

Сейчас продолжаем исследование рынка, пока сделали сайт-заглушку. Может быть, основным генератором трафика заказов будет даже не сайт, а Telegram-бот. В любом случае это будет площадка для туристов-инвесторов и местных предпринимателей, поставщиков услуг, девелоперов или агентов по продаже недвижимости.

Часто, если людей с инвест-ориентацией заинтересовала новая страна, они стараются приобрести там недвижимость, к тому же у нас это пока относительно дешево. А если у предпринимателя есть недвижимость, в следующий раз он приезжает в страну как к себе домой, и интерес к развитию дальнейшей деятельности растет.

Фото: Евгений Сорочин / Spot

Целевая аудитория

В нетворкинге не бывает продавцов и клиентов — это концепция P2P (peer-to-peer). Есть бизнес-предложения от людей и для людей. Скажем так, это наши партнеры.

Так вот, мы рассчитываем больше на партнеров из Юго-Восточной и Центральной Азии, Индии и Китая, нежели из Европы. Люди из этих регионов не разделяют отдых и работу. Они в этом плане более мобильны. Когда я занимался OrexCA.com, туристы из Индии, Пакистана, Ирана часто спрашивали о стоимости того или иного объекта, условиях для иностранцев.

Для нашего проекта неожиданно открылся Афганистан, для которого Узбекистан — один из немногих поставщиков товаров и технологий. Нам намного легче продать товары и даже технологии в Афганистан, нежели экспортировать их на Запад, проходя трудности сертификации и стандартизации. Бизнес как вода — идет туда, куда легче. А для состоятельных афганцев Ташкент — это ближайшее место для отдыха и покупки недвижимости. Вот так сейчас ежедневно возникают возможности, и нам предстоит научиться ими управлять.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Мы сотрудничаем с блогером Отабеком Махкамовым, владельцем YouTube-канала MrOtabekTV — узбекистанским киноактером, который выбрал карьеру юриста. Он давно живет за рубежом — сначала в Англии, теперь в США. У него достаточно большая аудитория. Недавно он приезжал в Узбекистан, и мы свозили его в Самарканд — результатом стал цикл передач об этом городе. Начиная с марта на его канале два раза в неделю публикуются ролики — сначала на узбекском, потом на английском и русском языках.

Каждый языковой цикл направлен на определенную аудиторию. Ролики на узбекском должны привлечь интерес узбекоязычной диаспоры за рубежом. Мы верим, что у нашей диаспоры именно сейчас есть потенциал стать амбассадорами Узбекистана. Ролики на английском и русском будут направлены на англоязычных туристов и жителей СНГ.

При помощи видеоблогинга мы прощупываем почву и распространяем информацию о стране и о нас.

OrexCA.com и поиск новой бизнес-модели

Я окончил Ташкентский ирригационный институт, но никогда не работал по профильному образованию. О том, как функционируют бизнес-процессы, узнал в таких международных компаниях, как R.J. Reynolds Tobacco, Uz-Texaco. Работал в отеле Intercontinental, где впервые изучил сферу сервиса и услуг. Позже проработал несколько лет в небольшой иностранной турфирме, где у меня был хороший ментор — директор Харун Чодри имел более широкий взгляд на ведение бизнеса, чем мы тут, особенно тогда, в начале нулевых.

Он много говорил о создании туристического портала, но тогда я не совсем хорошо его понимал. Там же я познакомился с будущим партнером по OrexCA.com — мы вместе работали, затем уволились и открыли свою компанию. Это был первый туристический портал в Узбекистане, который долгое время оставался единственным в своем роде.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Сейчас это звучит странно, но тогда, в 2003 году, мы ходили и уговаривали владельцев гостиниц, чтобы они сделали фото и предоставили краткое описание гостиницы — то есть дали информацию из их буклетов. Набрав достаточное количество контента для сайта, начали работу.

Сегодня это обыденность, но тогда мы были первыми, кто получал заказы через интернет. Традиционный туристический бизнес предлагал услуги, выезжая на выставки, мы же работали с индивидуальными туристами.

В 2016 году я продал свою долю в бизнесе, так как мне это стало неинтересно. Появилось много компаний, которые создали хорошие сайты и стали заниматься тем же самым. Полтора года я изучал рынок в поисках новой модели.

Узбекистан, как и многие постсоветские страны, только начинает делать первые шаги в сервисной экономике. И именно здесь хотелось бы внедрять продукты и фичи так называемой sharing-economy (экономика совместного потребления), уменьшающие расходы потребителя посредством умных технологий. Отсюда вытекает еще один принцип — экономика коммуникаций.

Я вижу личный вызов в том, чтобы сработать на опережение в этой сфере. Хочется снова, как во время запуска OrexCA.com в далеком 2003-м, ощутить драйв от ввода инноваций со всеми сопутствующими плюсами и минусами.

Инновации внедрять нелегко. Ты будто пионер, который пробивает мачете путь через джунгли. Но также очень сложно остановиться и перестать мечтать об этом, если тебе уже знакомо это чувство.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Планы: голосовой гид и туристический акселератор

Мы намерены создать на базе Центра программистов BePro небольшой акселератор, центр притяжения идей и инноваций в сфере туризма. Этот нетворкинг направлен на людей разного возраста, но в приоритете молодежь. У нас есть возможность выслушать идеи, обсудить их достоинства и недостатки, создать что-то новое, предложить альтернативные решения. Мы хотим двигаться не только сами, но и двигать других. Хотелось бы создать кластер, где будут разрабатываться IT-решения для сферы туризма.

В планах сделать приложение-аудиогид, которое будет привязано к геолокации. За минимальную плату турист сможет скачать голосовый гид или пригласить живого гида. Эта идея не нова, подобного рода приложения используются во многих странах, в основном с развитой туристской инфраструктурой и большими турпотоками.

Средств в Go2.Uz вложено пока немного, мы развиваемся итерационно, как и любой стартап. Сейчас оцениваем рынок, насколько он готов к такому проекту, каков будет период самоокупаемости. От этого уже будет зависеть, сколько вложим средств.

Мне интересно выращивать бизнес, хотелось бы провести свою идею от, а до я, от старта проекта до его монетизации. Идеи рождаются каждый день, какие-то из них будут отложены, другие пройдут проверку временем. Это непрерывный процесс, и здесь нельзя мыслить конечными категориями.

Я затрачиваю достаточно много времени на этот проект, что довольно непросто. Но я верю в этот бизнес и строю его с заделом на будущее.