Как Spot писал ранее, в Узбекистане предлагается отменить пошлины на ввоз более 500 товаров, на большую часть других — снизить в несколько раз, а также отменить акцизный налог практически на все ввозимые подакцизные товары.

О том, как либерализация внешней торговли может сказаться на экономике Узбекистана в контексте вступления в ВТО, пишет независимый эксперт Ильдус Камилов специально для Spot.

Ильдус Камилов

Эксперт по институциональным реформам и экономическому развитию, ранее — старший координатор исследований Центра экономических исследований

Выдвинутые правительством предложения по кардинальному сокращению пошлин и акцизов на ряд импортных товаров — еще один шаг на пути трансформации модели экономического развития в Узбекистане. Логика подсказывает, что страна будет всё более открываться миру, и это принесет как новые возможности, так и новые вызовы.

Обнародованный в апреле проект можно расценивать как один из шагов страны на пути к вступлению в ВТО. Пока нет ясности, сколько может занять процесс присоединения к ВТО и как он будет проходить. Тем не менее, сам факт столь значимого изменения в политике правительства ставит вопрос об определении новых концепций и подходов как в сфере внешней торговли, так и в промышленной политике.

Остальной мир — насколько он велик?

Когда говорят о либерализации внешней торговли, один из главных аргументов — расширение возможностей для торговли между страной и так называемым остальным миром.

В теории подразумевается, что страна сможет торговать со всеми (или практически со всеми) странами, проводящими курс на свободную торговлю. Если для государств с выходом к морю это практически так и есть, то для стран, не имеющих выхода к морю все не так однозначно — «остальной мир» чаще всего ограничивается ближайшими соседями.


Страны, не имеющие выхода к морю. Фиолетовым цветом выделены страны, окруженные странами, также не выходящими к морю: Узбекистан и Лихтенштейн. Источник: MapMind

Сложности развития связаны с высокими транспортными издержками — перевозки по суше в большинстве случаев дороже, чем по морю. Даже если цены на транспортировку и транзит приемлемые, всегда остается высокая степень риска ограничения доступа к транспортным коммуникациям со стороны соседних стран. Мотивы для такого шантажа могут быть разными, и Узбекистан сам сталкивался с этим в прошлом.

В мире более 40 стран и территорий, не имеющих выхода к морю. В Африке таких стран 16, в Европе — 5, в Южной Америке — 2, в бывшем СССР — 14, в том числе Узбекистан, в Азии — 5. Большинство стран из этого списка, как правило, малые экономики с невысоким уровнем доходов.

Исключение из правила — Швейцария, которая отличается высокими доходами и уровнем жизни. Эта страна, по сути, вот уже много лет реализует ориентированную на экспорт стратегию развития, используя несколько продуктов с весьма высокой добавленной стоимостью, на которые не влияют транспортные издержки. Это медицинская продукция, часы и ювелирные изделия, различные инструменты и приборы, а также финансовые услуги.

Но даже Швейцария не выходит далеко за пределы своего «ближнего круга». Ее основные торговые партнеры — это Германия, Великобритания, Франция, Италия, а за пределами Европы — США, Китай, Гонконг.

Для стран, замкнутых внутри континентальных масс, перспективы развития всегда будут связаны с развитием соседних государств.

Швейцарии в какой-то мере повезло быть окруженной динамично развивающимися странами — это позволило ей найти свое место в системе разделения труда в Европе, нарастить определенные конкурентные преимущества, обеспечивающие стране место в первой двадцатке стран по размеру экспорта (свыше 300 млрд долларов) и второе место в мире по ВВП на душу населения (79 тыс. долларов в 2017 году).


Женева, один из финансовых центров Швейцарии. Фото: Medium

Хочется верить, что Узбекистан, будучи дважды географически замкнутым, сможет если не повторить успех Швейцарии, то выйти в число лидеров в группе развивающихся стран.

Тем не менее, перспективы нашей страны также будут тесно связаны с развитием Центральной Азии и соседних с регионом государств — это будет для нас «остальной мир». Вызов (но одновременно и возможность) в том, что наши соседи также являются развивающимися странами и в большинстве случаев испытывают схожие сложности.

На пути в ВТО. Некоторые плюсы и минусы

Относительно участия развивающихся экономик в ВТО есть разные, причем полярные точки зрения. Одни считают, что деятельность ВТО до сих пор подчинена интересам развитых стран и ущемляет интересы развивающихся государств. Другие, напротив, выступают за то, что продвижение свободной торговли, в том числе участие в ВТО, — необходимое (пожалуй, даже главное) условие устойчивого роста развивающихся экономик.

Как это часто бывает в подобных вопросах, истина есть и в первом, и во втором случае.

Договорно-правовая база ВТО ставит правительства в определенные рамки в части применения таких инструментов промышленной политики, как пошлины и акцизы, субсидии и ряд других. В этом есть несомненные плюсы, поскольку различные ограничительные меры — это почти всегда благоприятное поле для злоупотреблений.

Процесс адаптации национального законодательства в сфере внешней торговле к нормам и правилам ВТО может помочь выстроить более эффективную систему регулирования экспорта и импорта, и не только.

Участие в ВТО предъявляет и ряд требованиям к институтам управления не только в части регулирования внешней торговли, но и по целому ряду направлений — транспорт и транзит, техническое регулирование, инвестиции, разрешение споров и права собственности, другие.

Фактически, присоединение к ВТО означает комплексную трансформацию и выстраивание модели экономического развития, опирающуюся на возможности, которые дают внешние рынки.

Фото: Money International

Несмотря на продолжающийся процесс переговоров по ВТО и принимаемые в последние годы нововведения, направленные на защиту интересов развивающихся стран, механизмы функционирования ВТО все еще несут в себе ряд элементов, позволяющих крупным экономикам если не доминировать, то лидировать. И Узбекистан с этими вызовами, безусловно, столкнется в обозримом будущем.

Прежде всего, переговорный процесс по ВТО и участие в работе организации требуют значительных финансовых и интеллектуальных затрат.

Как минимум, это касается финансирования постоянной делегации страны, команд дипломатов, юристов и экономистов для участия в переговорах, а также проведения исследований по достаточно широкому спектру вопросов. Проекты международных организаций и донорские программы, направленные на поддержку развивающихся стран, лишь отчасти покрывают дисбаланс в этой сфере.

Отличительная особенность ВТО в сравнении с предшествовавшим ей ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле) — наличие механизма разрешения споров между странами. Тем не менее, сама ВТО обладает весьма ограниченными возможностями для принуждения крупных экономик к исполнению решений.

Например, малая экономика выиграла спор, но большая экономика отказалась исполнять принятое решение. Малая экономика теоретически может в этом случае только ограничить/запретить импорт товаров, производимых крупной экономикой. Для большой экономики это, скорее всего, не станет значимой потерей. Но для малой потеря крупного зарубежного рынка может стать весьма чувствительной.

Список претензий, высказываемых в отношении ВТО, гораздо более широкий. Но как минимум эти два фактора — затратность участия в работе ВТО и нюансы механизмов разрешения споров — могут поставить любую развивающуюся страну перед своего рода выбором, чью сторону и насколько активно занимать в переговорах как в рамках ВТО, так и в более широком международном контексте.

Узбекистан в этом плане, скорее всего, не будет исключением. Однако это совсем не означает, что ВТО не для нас. Вопрос в том, чтобы быть готовыми к различным ситуациям и сценариям.

Регионализм как ответ на глобальные вызовы

Развивающиеся страны Азии, многие из которых являются членами ВТО, часто приводят как пример того, что либерализация внешней торговли чрезвычайно важна для развития экономики. В частности, успехи индустриализации и структурных реформ в этих странах во многом связывают с их активным участием в международной торговле. В целом это так, но есть нюансы.

Один из серьезных вызовов, которые в себе несет либерализация внешней торговли для развивающихся стран — это деиндустриализация экономики в негативном ее проявлении.

Если вкратце, то свободный рынок стимулировал переток капиталов в отрасли с наиболее высокими конкурентными преимуществами, а такими оказались преимущественно добывающие отрасли. Большинство перерабатывающих производств оказались нежизнеспособными в сравнении с более сильными зарубежными конкурентами.

Такой «побочный эффект» проявился в целом ряде государств, проводивших либеральные реформы в 1980-х и 1990-х годах. В особенности это касается стран Африки и Латинской Америки, где либерализация внешней торговли не дала удовлетворительных результатов.

Страны Юго-Восточной Азии, в то же время, продемонстрировали рост перерабатывающей промышленности и увеличение экспорта. Успех так называемых новых индустриальных экономик в Азии многие связывают в том числе с продуманной и поэтапной либерализацией внешней торговли, которая осуществлялась как часть промышленной политики.

При этом правительства различными инструментами обеспечивали баланс затрат и выгод для инвесторов, внутренних и иностранных, в пользу перерабатывающего сектора.

Помимо того, что многие ныне успешные азиатские страны начинали с импортозамещения, сегодня Азия является регионом, где между странами заключено наибольшее количество двух- и многосторонних торговых соглашений — так называемые региональные торговые соглашения (РТС). Из 287 региональных торговых соглашений по всему миру 151 соглашение заключено с участием стран Азии. На начало 2018 года были подписаны, но еще не вступили в силу 10 соглашений, а 83 находятся на стадии подготовки.

Причем основная масса таких РТС, как уже работающих, так и на стадии разработки, являются двусторонними. То есть в дополнение к нормам ВТО и АСЕАН, регионального интеграционного объединения, страны выстраивают механизмы развития сотрудничества под конкретные нужды своих экономик.


Эволюция региональных торговых соглашений в Азии. Источник: АБР

Двусторонние и многосторонние региональные торговые соглашения в Азии (как уже действующие соглашения, так и находящиеся на стадии переговоров).Источник: АБР

Нормы и положения ВТО не запрещают странам-членам создавать таможенные союзы или зоны свободной торговли, а также применять временные соглашения, если таковые содействуют развитию свободной торговли и не создают препятствий в торговле с другими странами. РТС обычно выходят за рамки пошлин и тарифов и охватывают вопросы инвестиций, стимулирования взаимной торговли, государственных закупок, технического регулирования, стандартов в сфере экологии, прав интеллектуальной собственности, электронные платежи и другие.

Другими словами, РТС направлены на устранение препятствий для сотрудничества между странами помимо барьеров во внешней торговле, а также на стимулирование кооперации в конкретных сферах. Фактически, РТС выступают средством для того, чтобы гарантировать выгоды от расширения торговли и углубления экономической интеграции, а также управлять вызовами и угрозами.

Контуры стратегии

Представленные выше обобщения и оценки не претендуют на то, чтобы представить полную картину относительно ВТО, перспектив участия Узбекистана в этой организации и либерализации внешней торговли в стране. Это попытка расширить рамки публичной дискуссии по этим вопросам. Именно публичной, потому что правительство и без широких обсуждений работает над расширением рынков для отечественных производителей и созданием региональных производственных цепочек.

Примеры — запуск совместного производства грузовиков и автобусов в Казахстане, серия двусторонних промышленных ярмарок с соседними странами, развитие транспортного сообщения и т. д. Причем фокус на промышленную продукцию, в особенности на машиностроение — чем сложнее конечный продукт, тем больше возможностей для кооперации и тем выше мультиплицирующие эффекты для экономики от развития таких производств.

В публичном же поле дискуссии часто отталкиваются от двух полярных тезисов: «Надо всё либерализовать, хуже не будет» или же, наоборот, «Откроем границы — вся промышленность умрет». Реальность в том, что глобальная экономическая система несправедлива — была, есть и будет в обозримой перспективе, — но без развития отношений с остальным миром ни одна экономика не сможет достичь высокого уровня развития.

Потому, с одной стороны, необходима либерализация во внешнеэкономической сфере, а с другой — совершенствование инструментов промышленной политики.

Если наш приоритетный рынок (по-другому — остальной мир) на обозримую перспективу — это Центральная Азия и соседний с регионом страны, то приоритетом, помимо вхождения в ВТО, должно стать выстраивание системы региональных соглашений, обеспечивающих развитие производственных, логистических, и сбытовых цепочек, способствующих движению капиталов, рабочей силы, технологий.

Какие это должны быть соглашения — с какими странами, в каких отраслях, на каких условиях, что это даст стране — должен озвучивать бизнес. Для этого во многих секторах нашей экономики должна произойти своего рода смена парадигмы развития. Бизнес-планирование должно осуществляться из расчета возможностей на внешних рынках, а не только внутреннего.

Яркий пример — события в текстильной отрасли. С одной стороны, представители отрасли выступили с предложением по изменению ставок налогов для отечественных текстильных предприятий, а также пошлин и акцизов на импортную продукцию. И это предложение вызвало много возражений и споров.

С другой стороны, в прессе сообщается, что узбекистанские инвесторы рассматривают возможность открытия текстильной фабрики в российском Тольятти. В идеале такая текстильная фабрика в России должна работать в кооперации с другими отечественными предприятиями, то есть сформировать цепочку от поля до прилавка. И, если есть возможность создать такую цепочку, которая будет заканчиваться на весьма конкурентном российском рынке, то стоит задуматься, как государство может содействовать отечественным предприятиям в реализации такого проекта.