Международный консультант и эксперт в сфере текстиля Евгения Кривошеина провела тренинг в коворкинге GroundZero в Ташкенте. Spot выбрал ключевые моменты из встречи.

Евгения Кривошеина

Директор учебно-консалтингового центра ООО «Стилон» (Кыргызстан), исполнительный директор центра «Стилон» (Россия). Член ассоциации «Легпром» Кыргызстана, член Союза производителей швейных изделий (Санкт-Петербург), член Союза производителей продукции легкой промышленности Казахстана.

Как гражданка России воспринимаю потенциал узбекского текстиля с тревогой. Я чувствую, что нам наступают на пятки. Продукт конкурентоспособный. Когда у вас появился запрет на продажу пряжи, очень напряглись русские предприятия, работавшие на узбекской пряже. Не будет узбекской пряжи, им нужно будет искать новую нишу.

Рост производственной базы текстильного производства Узбекистана виден на лицо. Ярким доказательством высокого потенциала служит продукция представленная в московской выставке текстиля. Основная проблема — нехватка квалифицированных кадров.

С подобными проблемами сталкивались на разных этапах развития текстильная промышленность России и Кыргызстана. Нехватке кадров сопутствует отсутствие единых стандартов производства. Происходит это потому что старые методы не соответствуют требованиям. Отбрасываются все старые методы организации, а новые еще эксплуатируются не повсеместно.

Переживая подобный период в своем развитии в текстильной промышленности России и Кыргызстана, каждое предприятие изобретало свой велосипед, а отсутствие единых стандартов сказывалось на качестве продукции.

Примерно то же самое наблюдается сейчас в Узбекистане — отсутствует четко выработанная система оформления документации. Вручную вести документооборот невозможно,особенно при больших объемах производства, а автоматизацией процессов, судя по словам слушателей курса, в Узбекистане практически не пользуются.

Выстраивание стандартизации процессов и наполнение фабрик специалистами, выстраивание единой экосистемы текстильной промышленности — это основные задачи, которые нужно выполнить для реализации потенциала. Качественного сырья в Узбекистане много, а проблемы с продажами есть у всех, на данном этапе главное наладить производство.

Существующие проблемы отрасли решаются в несколько этапов:

  1. Нужно найти и собрать людей по республике, которые имеют соответствующее техническое образование и разбираются в процессах производства текстильной продукции. Такие люди есть, нужно только их найти.

  2. Вместе с этими специалистами разработать единую систему обучения текстильному производству, систематизировать имеющиеся данные.

  3. Полученную техническую информацию доносить до целевой аудитории (инженеры-технологи, руководители текстильных предприятий) посредством вузов, училищ, отраслевых центров.

  4. Обязательно сделать программы обучения специалистов двуязычными, чтобы у всех специалистов был доступ к информации.

Нужно понимать как важно вырастить своих кадров.

В Узбекистане предприятиями приглашаются технологи из Турции и других стран, где текстильное производство развито, как мне сказали. Это бессмысленная затея, если только вы не приглашаете его для обучения ваших сотрудников. Приглашенный специалист настроит вам один поток за немалую плату и уедет с этими деньгами к себе на родину. Экономика Узбекистана от этого не получает ровным счетом ничего. Стране сейчас нужны не иностранные работники, а учителя.

Нужны инженеры-повременщики, руководители предприятий, знающие как организовано их производство и понимающие ключевые моменты. Автоматизация должна быть по умолчанию, просто даже смешно в XXI веке говорить, что нужно использовать современные цифровые технологии. Надо конечно.

Автоматизация даст огромный выхлоп по времени, а ничего дороже времени нет. Кроме того она приведет к снижению издержек, способствует рациональному использованию сырья и правильному распределению обязанностей, снижению нерациональных затрат на содержание повременщиков, вы всегда заранее знаете сколько вам надо сотрудников для планируемого объема производства и что конкретно от них требуется.

Эффективное текстильное предприятие — это предприятие с минимальными издержками и максимальной прибылью. Это могут сделать только люди, но с помощью определенных технологий.

Ранее Spot писал, что руководители текстильных предприятий предлагают ввести акциз на готовую импортную текстильную продукцию, публиковал мнения экспертов рынка и ассоциации «Узтекстильпром» по этому вопросу.