Ранее Spot писал, что после обсуждения проекта Концепции реформирования налоговой системы Узбекистана, который был разработан Национальным агентством проектного управления (НАПУ), в Facebook развернулась активная дискуссия.

Много комментариев вызвал пост Абдуллы Абдукадырова, финансового эксперта, вносившего предложения на обсуждении проекта. Он предположил, что предлагаемые реформы, которые эксперты не раз называли революционными, обернутся «серьезными инфляционными явлениями, ростом цен, упадком обменного курса, оттоком инвестиций в народное хозяйство, падением реальных доходов населения».

В качестве альтернативы Абдукадыров предложил, в частности, повысить порог для уплаты НДС субъектами предпринимательства с 1 млрд сумов (как предлагается в проекте НАПУ) до 5 млрд, установить трехступенчатую шкалу налогообложения и объединить единый социальный платеж со страховыми взносами граждан в единый платеж со ставкой 20%, уплачиваемой в пропорциональных долях работодателем и работником в регрессионной зависимости от заработной платы.

Приведенные аргументы комментирует налоговый консультант Татьяна Шалунова специально для Spot.

Татьяна Шалунова

Директор по развитию ОНК Rastax group, налоговый консультант, аудитор

В интернете не утихают эмоции, связанные с налоговой реформой. Очередная волна тревог накрыла столицу государства, в экономике которого не проводилось глобальных изменений более восьми лет.

Ниже я расскажу о двух основных факторах, которые касаются абсолютно каждого гражданина и не могут быть проигнорированы при разработке и утверждении концепции налоговой политики страны.

НДФЛ: плоская или прогрессивная шкала?

Бытует устойчивое утверждение, что при применении плоской (единой) шкалы «богатый — богатеет, а бедный — беднеет». С одной стороны, это совершенно прозаично и не подлежит критике. С другой, не является причиной для отсутствия правок в существующее неподъемное налогообложение фонда оплаты труда.

Приверженцы прогрессивной (при которой ставки растут в зависимости от уровня дохода) шкалы основываются на поддержке этой системы специалистами из России и Казахстана. Между тем обе эти страны применяют плоскую шкалу налогообложения доходов физических лиц довольно-таки давно (Россия — более 17 лет, Казахстан — 10 лет), и только сейчас ведутся разговоры о ее замене на прогрессивный аналог.

Заглянув в историю лидеров рынка можно заметить похожие тенденции: Великобритания внедрила прогрессивную шкалу налогообложения в 1910 году, США — в 1935-м, Китай — в 1994-м.

Что же происходит в экономике этих стран, когда они готовы перейти с плоской шкалы на прогрессивную? Всё просто: экономический подъем с высокой осознанностью населения выполнять свой гражданский долг по уплате налогов.

Пример из более ранней истории: с давних времен существовала так называемая десятина, которую должен был уплачивать каждый верующий человек из своих доходов. Эта математика проста, не требует глубоких финансовых знаний, технических средств и виртуозных расчетов, поэтому может быть легко внедрена и рассчитана каждым налогоплательщиком самостоятельно.

В настоящее время в Узбекистане применяется четырехступенчатая шкала налога на доходы физических лиц, которая вызывает вопросы даже у представителей бухгалтерских служб, не то что у обычных граждан, хотя последние являются налогоплательщиками, и именно они должны быть в курсе объема налогов, удержанных из их доходов.

К тому же повышение ставки с каждым шагом мотивирует бизнес:

  1. утверждать оклады в штатном расписании в пределах первых двух шкал (обычно минимум, требуемый по трудовому законодательству — 2,476 МРЗП, что эквивалентно до 500 тыс. сумов) с налогообложением заработной платы от 0% до 7,5%;
  2. оставшуюся часть компенсировать за счет поступлений от дивидендов, облагаемых по ставке 10%, а в случае семейного или частного предприятия — получаемых без налогов с применением соответствующих льгот.

Безусловно, кто-то будет противиться внедрению прозрачных механизмов налогообложения доходов граждан, но именно ясность и понятность налогового законодательства являются началом формирования экономически сильного государства с людьми, обладающими яркой гражданской позицией.

Оборот для плательщика НДС: 1 или 5 млрд?

18 мая наша бизнес-школа проводила конференцию «НДС: Будь в курсе!», где на простых примерах была продемонстрирована важность отсутствия разрывов цепочки налога на добавленную стоимость. Мы показали, что чем ниже порог оборота для обязательной уплаты НДС, тем лучше как для конечного потребителя, так и для всей страны.

Продолжим дискуссию об объемах товарооборота и малом бизнесе в целом. В настоящее время субъекты малого предпринимательства — это индивидуальные предприниматели и юридические лица с ограниченной численностью персонала в зависимости от вида экономической деятельности, который обозначается специальным кодом (ОКЭД).

Причем численность сотрудников по отдельным ОКЭД достигает отметки в 250 человек, в то время как по Европейским стандартам эти предприятия уже относятся к категории среднего бизнеса.

Что же касается индивидуальных предпринимателей, то и здесь налогообложение зависит от вида деятельности. Максимальный фиксированный налог, который уплачивают ИП, занятые в розничной торговле, составляет 7 МРЗП, или 1,2 млн сумов в месяц и 14,5 млн сумов в год.

Давайте сопоставим эти 14,5 млн в год с допустимым оборотом, не достигнув которого, ИП по-прежнему будет уплачивать только фиксированный налог. Так вот, получилось 1,45% при обороте в 1 млрд и 0,29% при обороте в 5 млрд.

Именно благодаря таким ставкам даже добросовестный налогоплательщик имеет непреодолимое желание раздробить свой бизнес на множество «кусочков» и не уплачивать более высокие налоги (налог с продаж или НДС).

Это одна сторона медали. С другой — насколько справедливо государству создавать социальные условия для самого предпринимателя и членов его семьи, взамен получая лишь 14,5 млн в год? Напомню, образование, медицина, безопасность обеспечиваются в большинстве своем абсолютно бесплатно. А это: рабочие места, территория, покупка техники и многое-многое другое.

Между тем сотрудники имеют налоговую нагрузку совместно с работодателем на уровне 40−50% от заработной платы. Налогообложение ИП откровенно несправедливо и не компенсирует даже инфляционные процессы.

Рекомендации Международного валютного фонда в отношении допустимого порога для неуплаты НДС варьируются в пределах 100 тыс. долларов США, что эквивалентно 800 млн сумов. В этом случае относительная ставка фиксированного налога для ИП составит 1,8%, что отчасти сопоставимо с налогообложением юридических лиц, занимающихся розничной торговлей, единый налоговый платеж для которых составляет 4%.

Во избежание таких несоответствий, например, в Грузии ИП не могут заниматься розничной торговлей, спектр видов их деятельности ограничен в основном сферой услуг.

Таким образом, в процессе проведения налоговой реформы в первую очередь нужно отойти от сложных и тормозящих экономику страны мер, попробовать взглянуть на существующее законодательство целостно и более объективно, а также перенимать успешный международный опыт, основываясь на текущем экономическом состоянии республики.

Ранее Татьяна Шалунова объясняла, чего ждать малому бизнесу от налоговой реформы, также Spot приводил реакцию представителей бизнеса на предлагаемые концепцией изменения.