Благодаря активному расширению площадей под черешней в 2013—2017 годах, Узбекистан смог существенно нарастить экспорт этих фруктов, и вышел на чистое четвёртое место в мире, обогнав Испанию.

В 2017 году, по информации аналитиков EastFruit, Узбекистан экспортировал около 32 тыс. тонн черешни, что на 5 тыс. тонн больше, чем Испания. В 2018 году, по предварительным оценкам, объем экспорта черешни может вырасти до 36−38 тыс. тонн.

Ещё пять лет назад, экспорт черешни из Узбекистана не превышал 5 тыс. тонн в год, однако в 2016—2017 годах объемы экспорта резко выросли.

Узбекистан по-прежнему продаёт 99,5% продукции в Россию и Казахстан, что является огромной проблемой с точки зрения возможности развития данного направления бизнеса. Ведь в других странах узбекская продукция практически не пользуется спросом, несмотря на хорошие вкусовые качества. Поэтому все попытки диверсификации экспорта остаются сравнительно безуспешными.

Основная проблема узбекской черешни состоит в разнородности сортов, преимущественно мелком калибре вследствие устаревших технологий выращивания, в отсутствии сортировки черешни, из-за проблем с технологиями охлаждения и упаковки. Есть много вопросов и по безопасности продукции вследствие широкого использования самых разнообразных средств защиты растений в садах, часто с непроверенной эффективностью и непонятного происхождения.

Однако наиболее серьёзной проблемой является неэффективный маркетинг продукции. Узбекские компании, принимающие участие в международных выставках и рекламирующие свою продукцию, очень часто не отвечают на запросы покупателей по телефону или электронной почте, а их сайты часто не работают. Естественно от этого страдает имидж всех поставщиков из Узбекистана.

Тем не менее, узбекская черешня имеет большой потенциал в мире. В 2018 году первые партии поступили в Китай. Если правильно подобрать сорта и технологию, то узбекская черешня может найти свою нишу и на рынках стран ЕС, ведь на рынке она появляется раньше турецкой.

Пока же основным преимуществом узбекской черешни является очень низкая цена, однако, со временем, будем надеяться, её станут ценить и за качество. При этом, даже с таким невысоким качеством Узбекистан уже начал оказывать серьёзное негативное влияние на поставки продукции из Турции на рынок России.

Ранее Spot писал, что Узбекистан спустя много лет возобновил экспорт сигарет.