Раз дали визу в Америку, то надо ехать

В Америку не надо ехать на короткий срок. Если ехать в США, то хотя бы на две недели, чтобы потом отоспаться от перелета в 23 часа. Я же ездил на 10 дней. Попал я туда вообще случайно — это был где-то 2013 год, знакомый сказал, что в посольстве сейчас всем визы дают. Я пошел — мне дали. Надо было лишь подтвердить кредитную способность. Специально ехать в США вообще не собирался и даже в планах не было.

В Сан-Франциско много бомжей. Когда приехал в город, думал, что там везде «летающие автомобили и бесплатный вай-фай» — ничего подобного. Везде какие-то бомжи, фрики, выходил в интернет из торговых центров и Starbucks. Открываешь телефон, там более 50 сигналов и все с паролем. Досадно, думаешь: «И это Сан-Франциско, Кремниевая долина?» Ездил в Стэнфорд. В целом понравилось, но не настолько, чтобы всё бросить и перебраться в США. Я вообще не сторонник таких схем — «Поехал заграницу по учебе, остался нелегалом, живешь, пока не депортируют».

В Америке хорошо, но менталитет другой. Даже в той же Москве всё по-другому. Культурная составляющая в США и России так сильно отличается от Узбекистана, что я не готов был всё бросить и рвануть туда сломя голову. Но в целом опыт был хороший и познавательный.

Самый лучший клиент это тот, что у тебя уже был

В 2014 году Азамат устроился на работу в Россию, в Студию Артемия Лебедева. Проработав там два месяца, вернулся в Узбекистан — ни город, ни жизнь в Москве не понравились. По возвращению продолжил работать арт-директором в компании «Стайлмикс», но ушел оттуда в 2015-м, чтобы открыть собственную дизайн-студию.

Нетворкинг в дизайне — всё. Когда открывал в 2015 году «Гротеск», думал, что все меня знают, значит, сейчас всё взлетит. Ничего подобного. Выяснилось, что знают-то меня в основном мои коллеги, такие же дизайнеры, а потенциальные клиенты, которые «не в тусовке» — нет. Ищут дизайнеров в Узбекистане обычно по личным связям — кто-то что-то кому-то когда-то сделал — получил рекомендацию. Сарафанное радио.

Управленческая часть выматывает. Масштабная рекламная кампания на тему защиты прав животных сразу поменяла к нам отношение. Приходишь, говоришь, что вы студия дизайна — никакой реакции. Говоришь, вот это наш кейс — и сразу меняется отношение. В целом дела в студии шли хорошо, заказов было достаточно, но вся эта часть, далекая от работы (налоги, бухгалтерские отчеты и так далее) сильно выматывает.

ООО точно закроем — не очень удобно. Одна из ошибок — надо было сразу открывать ИП. Формат ООО не очень удобен, много различных нюансов, которые сильно тормозят все и вся. В 2017 году решил, что надо притормозить, и сейчас мы заказы не принимаем. В дальнейшем, скорее всего, я переведу фирму в ИП — там больше гибкости. Трат на замороженный «Гротеск» почти никаких, так что я могу себе позволить бросить все силы на Bulavka.uz.

Начать с одежды и дойти до батареек

Сайт Bulavka.uz появился в 2016 году. Основатель стоял у истоков «Стайлмикс» и Gifty.uz. Вдохновлялись аналогичными проектами за границей. На ноябрь 2017 года у магазина более 10 000 подписчиков в Facebook, более 25 000 посещений в месяц, 11 сотрудников. Летом 2017 года Азамата пригласили в проект на позицию, которая фактически звучит как «менеджер по продукту», но практически это выполнение одной большой задачи — сделать сайт крутым и удобным.

Интернет-магазин без личного кабинета. С самого начала Bulavka.uz задумывался как интернет-магазин комиссионного типа — люди приносят нам одежду, которую когда-то купили, но почти не надевали. Вещи хорошие, качественные. Мы их выставляем на сайт и продаем. Зарабатываем на комиссии, которая зависит от бренда, состояния вещи, материала, производителя, года выпуска и так далее. Человек один раз продает свою вещь, решает проблему и уходит — так у нас и получился интернет-магазин без личного кабинета, который оказался тут просто не нужен.

Фото: Евгений Сорочин / Spot

Одежду в интернет-магазине очень тяжело продавать. Со временем мы поняли, что надо расширять товарный ряд — продавать не только одежду, но и обувь, непортящиеся продукты, в первую очередь FMCG. С одеждой проблема в том, что может быть 50 платьев, девушка примерит каждое и ничего не купит, тогда как с теми же телефонами, условно, можно продать 9 из 10. Или батарейки — человеку неважно, какая батарейка, главное, чтобы работала.

В начале 2017 года мы начали продавать не только б/у, но и новые вещи. Тогда же решили, что надо переделывать сайт исходя из изменений в концепции. Появились разделы под сумки, обувь и косметику. Если раньше у нас весь товар был под реализацию, то теперь мы заключили партнерства с магазинами одежды, которые начали привозить продукцию и для нас. В результате сейчас меняем логику меню и строим систему рекомендаций, которая в перспективе позволила бы покупателю купить в одном месте всё необходимое. От продажи б/у вещей в итоге отказались полностью.

Фото: Евгений Сорочин / Spot

Потенциал — в областях

В областях все привыкли к электронным платежам. Деньги в регионах у многих на карточках, так что потенциал e-commerce там невероятный. В Ташкенте мы оплату принимаем только через наличные или через терминал, в областях — через Click и Payme. К примеру, человек заходит на сайт, покупает одежду, заказывает доставку, условно, в Наманган. Мы привозим, покупатель примеряет, если не нравится или не подошло — мы возвращаем деньги обратно на карту. Удобно.

В «Одноклассниках» плохой таргетинг. Facebook самый простой и удобный канал — когда мы там повышаем активность, растут и продажи. Конечно, у нас более 12 000 подписчиков, а видят посты и переходят на сайт, условно, 1200, но и это хороший результат. Была гипотеза, что хорошо пойдет привлечение через «Одноклассники», но там не очень удобный таргетинг, так что приходится размазывать рекламу по всему региону. Потратили где-то $200 долларов за три-четыре дня, получили пару тысяч переходов, но не знаем наверняка, из областей это люди или нет. В целом социальные сети — всё еще отличный канал привлечения клиентов.

Фото: Евгений Сорочин / Spot

Доставка самолетом из Ташкента в Нукус. Все товары у нас в Ташкенте, при этом доставка у нас самолетом. Мы одни из немногих, кто сделал доставку в один день и возможность возврата. Где-то 20% от всех наших клиентов не из Ташкента и мы стремимся увеличить эту цифру. Как правило, они видят нашу рекламу, переходят, выбирают одежду, оплачивают с карты, и товар приезжает к ним в течение 24 часов. Так как одежда и другие вещи весят немного, то и цена за доставку от 16 000 сумов. По Ташкенту доставка бесплатная.

Магазины будут уходить в онлайн

Посредники это хорошо, но нам надо двигаться дальше. Во всем мире оплата сразу производится на сайте — сервисы прикручивают или собственный эквайринг или через PayPal/"Робокассу". Нам тоже надо двигаться в этом направлении — оплата вообще одна из самых главных проблем, которые мешают развитию e-commerce в стране.

Культура онлайн-покупок в Узбекистане будет только расти. Каких-то два года назад купить что-либо в интернете или расплатиться дистанционно было почти невозможно. Сейчас я закупаю продукты в LeBazar, езжу на GoTaxi. Сейчас e-commerce практически в зародыше, но уже на следующий год интернет-магазинов будет гораздо больше, чем сейчас.

Когда откроют конвертацию, начнется конкуренция. Сюда потечет иностранный капитал, инвестиции, придут мировые игроки со своими бюджетами — Узбекистан для них заманчивый рынок. К примеру, если сюда придет McDonals, то мир получит сигнал, что для капитала тут безопасно, и тогда начнется настоящая конкуренция. В том числе и в нашей нише. Я только за.

Мы пока не прибыльны, но сейчас это не главное. Перед нами сейчас не стоит задача быть прибыльными — в первую очередь мы хотим построить удобный и полезный сервис, на котором можно было бы найти то, что нужно, там же оплатить и в тот же день получить.

Amazon — пример того, куда надо стремиться. Вряд ли можно сделать узбекский или просто второй Amazon. Но для нас это пример отличного интернет-магазина, то, в какую сторону мы бы хотели развивать сайт. Они тоже начинали с книг, а сейчас дошли до ракет. Да, Amazon не безупречен, и лично мне там многое не нравится, но у них огромный опыт и много классных решений. Bulavka.uz в идеале должна стать таким же качественным технологичным и удобным сервисом.