В 2017 году из 350 000 фирм, которые, по имеющимся оценкам, осуществляют деятельность на территории Узбекистана, лишь около 8 000 платили налоги в соответствии с общим режимом налогообложения, следует из отчета Международного валютного фонда.

Главный экономический проект

Налоговая реформа представляет собой самый главный экономический проект правительства, который, прежде всего, необходим для того, чтобы создать больше рабочих мест более высокого качества, говорится в сообщении.

В связи с ростом численности населения трудоспособного возраста ежегодно на рынок труда выходит дополнительно около 500000 человек, которые ищут работу. Эти соискатели рабочих мест сталкиваются с дефицитом возможностей для трудоустройства.

Речь идет не только о том, что темпы создания рабочих мест постоянно отстают от роста спроса — в особом дефиците более высокооплачиваемые и более надежные рабочие места в официальном секторе.

В 2017 году из 13,3 миллиона человек, которые согласно отчетности являются занятыми, только 4,5 миллиона систематически платили налоги и социальные отчисления.

Зеркальным отражением этой ярко выраженной сегментации рынка труда является аналогичная сегментация фирм.

В 2017 году из 350 000 фирм, которые, по имеющимся оценкам, осуществляют деятельность на территории Узбекистана, лишь около 8 000 платили налоги в соответствии с общим режимом налогообложения.

Примерно половину всех налогов платят государственные компании

Налоговая реформа нужна еще и для того, чтобы не допустить возможного резкого сокращения доходов в будущем, резюмируют специалисты.

В Узбекистане существует около 1 800 государственных предприятий, на которых работает 800 000 человек, т. е., около 18 процентов от численности занятых в официальном секторе экономики.

В то же время, на государственные предприятия приходится примерно половина собираемых налогов. Способность государственных предприятий нести повышенную налоговую нагрузку отчасти обусловлена наличием у них широкого набора привилегий, включая привилегированный доступ к кредитованию и монопольное положение.

Реформы, направленные на выравнивание условий функционирования государственных предприятий и частных фирм, приведут не только к сокращению этих привилегий, но и к тому, что государственные предприятия уже не смогут по-прежнему обеспечивать львиную долю доходов бюджета.

Налоговая реформа должна способствовать формированию более широкой налоговой базы в частном секторе.

Нынешняя система далека от передовой практики

Действующая сейчас в Узбекистане система налогообложения далека от передовой практики, принятой в странах с рыночной экономикой. Более того, потребуется время для того, чтобы модернизировать практику бухгалтерского учета и налогового администрирования в соответствии с потребностями более современной налоговой системы, рассчитанной на охват более широкой группы налогоплательщиков.

Реформа, в соответствии с которой сразу осуществляется переход к современной налоговой системе, характерной для стран с развитой экономикой, создала бы серьезные проблемы для налогоплательщиков, оказалась сложной с точки зрения администрирования и могла бы привести к масштабным выпадениям доходов.

Что же касается изменений в области налоговой политики, для налогообложения фирм будет установлено новое пороговое значение, которое будет определяться только исходя из оборота и будет применяться в отношении всех фирм, без каких-либо отраслевых исключений, а ставки налогообложения доходов и имущества предприятий будут сокращены.

Налоговое бремя на трудовые ресурсы, особенно в частном секторе, также будет значительно снижено.

Ставки косвенных налогов (особенно единая ставка налога на добавленную стоимость (НДС)) будут сохранены на нынешнем уровне.

В то же время, база НДС расширится благодаря решению обеспечить непрерывность цепочки НДС и ввести новый пороговый уровень, определяемый на основе оборота.

Реформирование НДС также предусматривает внедрение более эффективного механизма возмещения НДС.

Смелый шаг на пути к более рациональной системе

Реформа однозначно повысит эффективность системы налогообложения за счет расширения налоговой базы и снижения ставок налогов.

Особенно приветствуется значительное сокращение налоговой нагрузки на трудовые ресурсы в частном секторе, учитывая существующие в Узбекистане неотложные потребности в создании рабочих мест; это должно также создать стимулы к легализации занятости и к предоставлению сведений о фактически выплачиваемой заработной плате.

Реформа НДС не только обеспечит больший объем доходов, но и позволит защитить инвестиции благодаря внедрению эффективного механизма возмещений.

В то же время, с переходом к единой ставке подоходного налога сократится прогрессивность налогообложения, и вопрос с двухуровневой системой социальных отчислений, при которой для занятых в государственном секторе предусмотрены гораздо более высокие ставки, необходимо будет решать в рамках будущих реформ.

По имеющимся оценкам, проведение налоговой реформы обойдется консолидированному бюджету в 2% от ВВП в 2019 году, что представляется вполне приемлемым, исходя из бюджетных параметров на 2019−2021 годы, предполагающих надлежащее ограничение расходов.

Новый налоговый кодекс

Правительству предстоит принять решения об отмене большого числа налоговых льгот и преференций, которые предусмотрены 26 положениями действующего налогового кодекса и примерно 360 постановлениями Президента. Официальные органы также планируют провести анализ таможенных льгот (по таможенным тарифам, акцизам и НДС).

В течение следующих 6−8 месяцев налоговые органы должны подготовиться к переводу дополнительно около 15 000 предприятий на общий режим налогообложения и определить детали уплаты фиксированного налога мелкими налогоплательщиками.

В течение следующих 2−3 лет налоговая служба будет предпринимать усилия по консолидации и реформированию территориальных органов, изменению бизнес-процессов и модернизации информационных систем, повышению профессионализма работников налоговой службы, а также принятию стратегии по повышению соблюдения налоговых требований налогоплательщиками, которая поможет сократить масштабы деятельности за рамками официальной сферы, повысить соблюдение предпринимателями установленных требований и способствовать развитию компетентности их налоговых консультантов.