1 января 2019 года вступают в силу новые ставки импортных таможенных пошлин. На 72% товаров установлены нулевые ставки, на 3410 товарных позиций ставки снижены. Кроме того, снижены ставки акцизного налога на 780 товаров.

Когда законопроект по сокращению пошлин находился на стадии рассмотрения, производители отмечали, что эта мера будет способствовать развитию конкуренции, но может отразиться негативно на росте производства.

Ранее представители текстильной отрасли предлагали ввести акциз на готовую импортную текстильную продукцию. Мнения экспертов тогда разделились: одни предлагали защиту местного производителя, другие говорили, что тарифные барьеры только законсервируют проблемы рынка.

Своим мнением о снижении и обнулении таможенных пошлин и акцизов поделился председатель Ассоциации таможенных брокеров Арсен Айрапетьянц.

Арсен Айрапетьянц

Председатель Ассоциации таможенных брокеров

Пошлина — это предмет международного торга

Опасения местных производителей касательно снижения и отмены части импортных пошлин обоснованы. Больше нужно опасаться нулевых пошлин, но не только из-за того, что рынок наполнит более дешевая продукция, с которой нашим товарам будет сложно конкурировать. Главное негативное последствие в том, что в дальнейшем у нашей страны не будет рычагов для продвижения продукции за рубежом.

Таможенные пошлины должны выполнять несколько функций: регулятивную, фискальную и, самое главное, торгово-политическую. Пошлина — это предмет международного торга.

Если мы предоставляем торговым партнерам нулевой тариф, то делаем это для того, чтобы наша продукция (например, овощи и фрукты) где-нибудь в Китае не облагалась пошлинами в размере 60−80%. А когда по умолчанию мы предоставляем нулевую ставку всем, нам нечем торговать.

Чтобы продвигать товары своих производителей за рубежом и выторговывать нулевую ставку на ввоз своих товаров в другие страны, нулевые ставки пошлин нужно предоставлять на взаимной основе.

Затруднительно добиваться преференций для наших товаров в зарубежных странах, если нет «предмета торга» — размера таможенной пошлины.

Ассоциация таможенных брокеров с прошлого года рекомендовала снижать тарифы до уровня 2−5%. Введение нулевых пошлин на ввоз нам ничего не даст, она не защищает наш рынок.

На этапе обсуждения было два подхода к таможенной реформе: либо драконовские пошлины, либо вариант с обнулением. И позиция нашей ассоциации — сбалансированный вариант, который так и не был разработан.

Мы не раз высказывали свое мнение при обсуждении проектов таможенных тарифов:

  • необходимо снижение и установление ставок таможенных пошлин на основе расчетов;
  • недопустимо широкое применение нулевых тарифов («ноль» в международной торговле предоставляется на основе международных договоров и на взаимной основе);
  • необходимо снижение ставки НДС.

Но нас не услышали.

Как нулевые пошлины отразятся на производстве

Отсутствие регулятивной и торгово-политической функций пошлин — двойной удар по экспортоориентированным производителям: незащищенность от повышенной конкуренции с ввозимыми товарами на внутреннем рынке и недоступность получения каких-либо преференций в зарубежных странах.

Разумеется, избыточная защита отечественного производителя ни к чему хорошему не приводит: отсутствие конкуренции и, как следствие, стагнация. Поэтому понижение пошлин, конечно же, позитивный шаг. Но понижение и обнуление — совершенно разные вещи.

В качестве примера более тонкого выстраивания таможенного тарифа приведу выдержки из Комбинированной номенклатуры Европейского сообщества и Единого таможенного тарифа Евразийского союза.


Выдержка из Единого таможенного тарифа Евразийского союза


Выдержка из Комбинированной номенклатуры Европейского сообщества

Как видно из приведенных примеров:

  • нулевые тарифы применяются очень редко и только в тех случаях, когда это действительно необходимо;
  • ставки таможенных пошлин устанавливаются на каждый десятизначный (в ЕАЭС) либо восьмизначный (в ЕС) код по Товарной номенклатуре;
  • шаг ставки пошлины не кратен 5 и менее 5.

Выстраивая пошлины так, что большая часть номенклатуры товара не облагается пошлиной вообще, мы можем достигнуть некоторого снижения стоимости производимого в республике товара в краткосрочной перспективе и прекращения его производства в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

В Узбекистане пока не очень развита глубокая переработка. Многие развивающиеся страны сначала развивают несложные производства: сборку, смешивание и расфасовку товаров и т. п. У нас есть достаточно длинные цепочки переработки отечественного либо импортного сырья и изготовления готовой продукции, к примеру, в текстильной отрасли.

В то же время имеются и виды производства с менее глубокой степенью обработки сырья: сборка электротехнических приборов, изготовление моющих и чистящих средств и т. д.

И это вполне прогнозируемая и полезная модель развития производства: если не начинать с простой сборки и фасовки, то вряд ли будет дальнейшее развитие более глубокой степени переработки товара.

Пересмотр таможенных тарифов необходим, потому нулевой тариф на более 70% новых ставок приведет к двум негативным явлениям:

  • не будет мотивов для развития собственного производства;
  • не будет торгово-политического рычага.

В новых ставках регулировка идет не на уровне конкретного товара, а на уровне товарных позиций.А ведь многие товарные позиции содержат как готовые товары, так и сырье для его производства.

Это создает проблемы: мы не регулируем то, что нужно именно нам.

Например, товарная позиция 3402 включает как поверхностно-активные органические вещества, так и производимые из них товары, в том числе моющие и чистящие средства.

При этом на всю товарную позицию установлена нулевая ставка пошлины.

Другие товарные позиции содержат товары, как традиционно выпускаемые отечественными производителями, так и вполне доступные к освоению. К примеру, товарная позиция 8504:

  • трансформаторы с жидким диэлектриком (товарные субпозиции 8504 21 по 8504 23), традиционно выпускаемые Чирчикским трансформаторным заводом;
  • устройства для зарядки аккумуляторов (товарная подсубпозиция 8504 40 550 0) — доступный к освоению (и уже осваиваемый в малом объеме) товар.

На всю товарную позицию установлена ставка пошлины в размере 0%.

Таких примеров можно привести много. Тонкая регулировка коснулась только автомобилей и текстильной промышленности. В таких условиях производитель оказывается абсолютно незащищенным и теряется смысл в организации производства.

Следует учесть, что в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан содержится приблизительно 12 000 товарных подсубпозиций. Само соотношение 1400 строк перечня ставок пошлин и 12 000 строк товарных подсубпозиций товарной номенклатуры говорит о том, что детальной проработки таможенных тарифов на уровне каждого товара не было.

Умеренные пошлины на ввоз не стали бы угрозой для местных производителей и бизнесменов, не ударили бы по карману предпринимателя. Ради таких ставок не стали бы просить льготы или преференции. Но в общей массе они дали бы пополнение бюджета, в чем и заключается фискальная функция пошлин. Это особенно актуально, так как Узбекистан готовится к налоговой реформе, которая, возможно, создаст дефицит бюджета.

Касательно акцизного налога на ввозимые товары: он не должен быть выше, чем акцизный налог, применяемый к производимым в республике товарам.

Конечно же, снижение акцизных налогов на ввозимые товары — прогрессивный шаг, но недостаточный, так как до сих пор перечень подакцизных товаров, ввозимых на таможенную территорию, намного шире перечня подакцизных товаров, производимых в Узбекистане.

С экспортными пошлинами другая ситуация. На самом деле они были отменены еще в 1997 году. Указ, принятый в декабре прошлого года — усовершенствованная версия, он вобрал в себя нормы предыдущего указа и констатировал факт отмены экспортных пошлин.

Но положительный эффект оказали больше другие факторы — введение свободной конвертации, возможность вывоза товары без предоплаты. Этих норм экспортеры давно ждали. Сейчас при отправке продукции на экспорт процесс таможенного оформления проходит достаточно быстро.

Другие изменения в таможенном регулировании: плюсы и минусы

Необходимость таможенной реформы назрела давно, но некоторые изменения я бы оценил как излишние. Так, ассоциация несколько лет указывала, что нужно разрешить самостоятельное декларирование товаров без специалиста по таможенному оформлению в штате. Очень радует, что эта идея воплотилась.

Но у нас почему-то довели всё до крайности. Получается, что разрешительная система для таможенных брокеров отошла в прошлое, хотя по Таможенному кодексу она необходима.

Это все-таки минус: если вы обращаетесь за услугой к специализированной организации, вы должны быть уверены в квалификации, иначе где гарантии, что они выполнят задачу на должном уровне?

В отчете Всемирной таможенной организации «Изучение таможенных брокеров за 2016 год» говорится, что даже в тех странах, где при самостоятельном декларировании не требуется оценка квалификации, 90% товаров оформляют таможенные брокеры. А в значительной части стран, входящих в эту организацию, имеются квалификационные требования и при самостоятельном декларировании, как было у нас.

Для членов ассоциации мы будем внедрять утверждение статуса таможенного брокера на добровольной основе. Мы выработали несложные, но показательные критерии, при соответствии которым юридическое лицо получит квалификацию.

Среди позитивных изменений стоит отметить отмену разрешений на временный ввоз, вывоз, реэкспорт и реимпорт. Но негативна отмена разрешительной системы — для режима уничтожения товаров и отказа его в пользу государства, а также для режимов переработки на таможенной территории и вне ее.

Переработка на таможенной территории (процедура, при которой товар может быть ввезен с условным освобождением от импортных платежей, если они будут переработаны за пределами таможенной территории), выгодна субъектам предпринимательства и государству: так привлекаются денежные средства, увеличивается объем торговых операций.

Пока была разрешительная система, за соблюдением этих условий следил отдел таможенного контроля при региональном управлении, то есть специалисты с опытом в этой сфере. Собрать отдел гораздо легче, чем на каждом таможенном посту ставить по сотруднику. Придется иметь гораздо больше кадров, а это один из организационных минусов.

Конечно, в разрешительной системе есть минусы, но есть и свой плюс. Раньше, получая разрешение, субъект предпринимательства заявлял о том, что он соблюдает требования режимов. И соответствующий чиновник проверял, так ли это. Эта была заблаговременная проверка до ввоза товара.

Сейчас же, если товар ввезен, а какие-то условия не соблюдены, предприниматель получает отказ в оформлении, но декларация зарегистрирована и имеет юридическую силу.

Это также становится свидетельством административного правонарушения. У субъектов предпринимательства будет больше рисков. А где таких рисков много, там вероятно появление коррупционных схем.

Хотелось бы отметить, что несмотря на множество позитивных решений, необходимо очень осторожно относиться к изменениям в законодательстве. С учетом того, что некоторые нормы имеют отложенный характер вступления в силу (к примеру, ставки таможенных пошлин), у нас есть время еще раз проанализировать и внести необходимые корректировки и изменения.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.