Как ранее писал Spot, в Узбекистане утверждена Стратегия инновационного развития страны на 2019−2021 годы.

Отдельным приложением обозначены целевые показатели — Узбекистан до 2030 года должен серьезно улучшить свои позиции по 81 показателю международных организаций, институтов и компаний (ООН, ЮНЕСКО, Всемирный экономический форум, Международный валютный фонд, рейтинг Scimago и так далее).

Что ждет страну в ближайшие годы? На этот и другие вопросы ответил министр инновационного развития Иброхим Абдурахмонов.

Главные результаты реализации стратегии

Главной целью Стратегии является развитие человеческого капитала как основного фактора, определяющего уровень конкурентоспособности страны на мировой арене и ее инновационного прогресса. Мы намерены к 2030 году войти в состав 50-ти передовых стран мира по рейтингу Глобального инновационного индекса.

Хочу обратить внимание на инновационный подход к оценке результатов программы. Раньше не редко было так: мы себя хвалили, но никто за рубежом серьезно к нашему самохвальству не относился. Чтобы не нужно было признавать ошибки мы самоустранялись от участия в различных международных исследованиях и рейтингах.

Наука и инновационная сфера развивались, имелись достижения. Но информация о результатах не представлялась в международные базы данных и в рейтинг Глобального инновационного индекса.

Если называть все своими именами, то такой подход не способствовал прогрессивному развитию, а тянул нас назад.

Теперь все будет по-другому, максимально объективно. Прогресс будет оцениваться по 81 показателю, определяемому в рамках рейтингов и исследований международных организаций. В ходе реализации стратегии по 34-м показателям страна планирует существенно улучшить свое положение, а оценка достижений по 47-ми показателям и вовсе будет проведена впервые. Оценка будет производиться в сферах: государственного строительства; человеческого капитала и исследовательской деятельности;инфраструктуры; рынков; бизнеса; науки и технологий; творческих результатов.

Что предстоит сделать на этом пути

Если коротко, то нам необходимо реализовать несколько комплексов мероприятий, направленных на решение актуальных проблем.

  1. В первую очередь, мы должны обеспечить повышение качества и охвата образованием на всех уровнях, развитие системы непрерывного образования, обеспечение гибкости системы подготовки кадров, исходя из потребностей экономики.
  2. Необходимо срочно укрепление научного потенциала и эффективности научных исследований и разработок, создание действенных механизмов интеграции образования, науки и предпринимательства для широкого внедрения результатов научно- исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.
  3. Мы должны добиться, увеличения вложения государственных и частных средств в инновации, научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы, внедрение современных и эффективных форм финансирования мероприятий в данных сферах.
  4. Повышение эффективности деятельности органов государственной власти путем внедрения современных методов и инструментов управления.
  5. Нам необходимо усовершенствовать систему обеспечения защиты прав собственности, создать конкурентные рынки и равные условия для ведения бизнеса, развития государственно-частного партнерства.

И, наконец, предстоит работать над созданием устойчиво функционирующей социально-экономической инфраструктуры.

Как изменится система образования

Дальнейшее улучшение качества обучения в образовательных учреждениях посредством внедрения новых образовательных программ, современных педагогических и smart-технологий в учебно-воспитательный процесс. Мы, наконец, должны не на словах, а на практике для повышения качества образования использовать потенциал электронных модулей и дистанционного обучения.

Нам нужна объективная оценка качества образования. Поэтому предстоит разработка и внедрение национальной системы оценки качества образования и его влияния на уровень инновационного развития страны на основе проведения систематического мониторинга результатов образовательного процесса на региональном и национальном уровнях.

Профессиональное образование должно быть более доступным. Человек желающий получить профессию не должен быть скован какими-то возрастными и прочими рамками, которые ограничивают его доступ к профессиональным знаниям. Колледжи будут заниматься профессиональной переподготовкой молодежи с учетом быстро меняющихся тенденций рынка труда по краткосрочным программам обучения.

В вузах постепенно отменим квоты приема, они сами будут определять количество принимаемых студентов исходя из своих возможностей. Абитуриенты получат возможность одновременно поступать в несколько вузов, что увеличит их шансы получить высшее образование. Вузов будет больше, в создании новых будем активно использовать потенциал сотрудничества с зарубежными ведущими высшими образовательными учреждениями.

Особое внимание уделим качеству высшего образования. Поднять его планируется за счет усиления исследовательской составляющей высших образовательных учреждений на основе государственной поддержки наиболее активных данной сфере вузов, выбранных по числу опубликованных научных статей, индексу цитируемости, участию в международных конференциях и семинарах, количеству полученных патентов.

В ведущих вузах появятся форсайт центры. Они будут заниматься прогнозированием развития инновационной деятельности в целях разработки предложений по сценариям отраслевой и региональной экономики.

В их задачу также будет входить обеспечение научно-технологического прогнозирования внутренней и внешней среды, развитие технологического и инновационного окружения и приоритетных инновационных направлений высшего образовательного учреждения.

При этом будет уделено внимание развитию инклюзивного образования. Все должны иметь равный доступ к образованию, независимо от состояния здоровья.

Что будет сделано для повышения привлекательности работы ученого

Прежде всего намечено существенное увеличение финансирования науки, оно будет доведено до 0,8% от ВВП. Такого показателя мы достигнем в 2021 году.

Развитие получит система финансирования научных исследований. У нас появятся инновационные фонды, инновационные банки, венчурные фонды. Упростим процедуры и требований к получению банковского кредита для стимулирования инновационного развития страны. Предстоит совершенствование системы микрофинансирования инновационного развития.

Будем стимулировать участие частного сектора в определении и финансировании приоритетов научно-технологического развития. Создадим постоянно обновляющаяся единая база данных инновационных проектов и потенциальных инвесторов.

Введем механизм организации исследований через государственный заказ на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по программно-целевому принципу с использованием механизмов проектного управления. Это позволит повысить эффективность участия ученых в решении насущных проблем.

Большое внимание будет уделено развитию инновационной инфраструктуры, созданию условий, чтобы ученые могли реализовать свой потенциал. Будем закупать современное научное оборудование.

Чтобы создать условия эффективного его использования будем создавать центры коллективного пользования уникальным научно-техническим оборудованием. Но оборудование в них будет самое передовое.

Решено создать государственную систему научно-технической информации, включающей республиканские, отраслевые, региональные научно-технические информационные ресурсы и организации, специализирующиеся на сборе, хранении и обработке отечественных и зарубежных источников научно-технической информации, формировании, ведении и использовании информационных фондов, баз и банков данных. Это облегчит доступ к информации о научных разработках всем, кто в них заинтересован.

Ученым нужно содействовать во внедрении их разработок. С этой целью мы будем создавать национальные и региональные офисы трансфера технологий.

Планируется создание хаба технопарков, свободных экономических зон, свободных индустриальных зон, малых промышленных зон и научно-производственных кластеров для разработки и внедрения передовых технологий.

Будет усилена государственная поддержка формирования совместных с иностранными партнерами организаций по выпуску отечественной наукоемкой продукции и ее реализации на внешнем рынке.

Развитие получат наукоемкие отрасли, в частности сфера IT-технологи и разработки программных продуктов. К 2021 году доля экспорта услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий будет доведена до 4 процентов от общего объема.

Все это будет способствовать тому что ученые станут заниматься решением конкретных задач реального сектора экономики.

Развитие конкуренции

В концепции уделено приоритетное внимание развитию корпоративного права и внедрению современных принципов корпоративного управления с учетом международного опыта. Предстоит формирование конкурентного рынка, стимулирующего переход экономики на инновационный путь развития и эффективное использование ресурсов.

Приоритетное внимание уделим совершенствованию антимонопольной политики, в том числе за счет внедрения государственно-частного партнерства, обеспечение недискриминационного доступа к товарам, работам и услугам субъектов естественных монополий для всех юридических и физических лиц, внедрение эффективных механизмов ценообразования на продукцию предприятий-монополистов.

Будут сформированы равные условия осуществления предпринимательской деятельности и предотвращение монополизации внутреннего рынка.