С января 2019 года большая часть предприятий перейдет на уплату НДС. Для некоторых видов деятельности государство сохранит льготы. Но если эти льготы будут работать так же, как сейчас, это может привести к значительному росту цен на товары и услуги, считает Игорь Аипкин из «Нормы».

Одним из важнейших элементов налоговой системы являются льготы. Они дают определенным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими, позволяя не платить определенные налоги, или платить их в меньшем размере. В конечном итоге это выгодно и налогоплательщику, и государству, которое таким образом стимулирует конкретные сферы экономики.

Льготы, предоставляемые по прямым налогам (налог на доходы физических лиц, налог на прибыль юридических лиц, ЕНП), очевидно выгодны тем налогоплательщикам, которые ими пользуются. Не платим налоги — здорово. Платим не со всей суммы налогооблагаемой базы, а только с половины — тоже неплохо. Ставку снизили — замечательно. Словом, все счастливы.

Но когда мы начинаем внимательно рассматривать, как работают льготы по косвенным налогам (да-да, тот самый НДС), получаем очень странную картину.

Допустим, туроператор не является плательщиком НДС, и для оказания своих услуг работает с поставщиками, которые также не платят НДС. Пусть доход предприятия — 100, расход — 80 (опустим единицы измерения для простоты). Прибыль, соответственно, 20.

Наступает 2019 год. Вся страна празднует переход большей части юридических лиц на уплату НДС. Наш туроператор не исключение. Его доход в новом году по-прежнему будет составлять 100, хотя ему будут платить 120 (100 — сам доход, 20 — НДС). Расход — как был 80, так и остался, но теперь предприятие платит поставщикам 96 (80 — расход, 16 — НДС). Итого, прибыль опять 20. Разумеется, мы рассматриваем упрощенную модель, и в реальности могут быть и другие факторы, влияющие на цены. Но на простом примере легче увидеть, как странно работает льгота по НДС.

А работает она так — туроператор, получив льготу, теперь может выставлять своим клиентам счета не на 120, включающие в себя НДС, а только на 100, и вся эта сумма является его доходом. Здорово? Не спешите радоваться. Статья 221 НК РУз уже готова испортить вам настроение: «По товарам (работам, услугам), используемым для необлагаемого оборота, налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате (уплаченный) поставщикам и по импорту, не относится в зачет, а учитывается в стоимости этих товаров (работ, услуг)».

Переводим на человеческий язык — если у вас есть льгота по НДС, то фактически это означает, что при сохранении того же уровня дохода от продаж ваши затраты, связанные с НДС, возрастают на 20%, потому что входящий НДС больше брать в зачет нельзя. На наших цифрах: доход — 100, расход — 96 (никакого зачета НДС). Прибыль — 4. Удивлены? Нам дали льготу, а прибыль уменьшается? Не совсем так.

Льготу де факто дали не нам, а конечному потребителю. Смысл льготы по НДС заключается именно в том, чтобы цена на конечный продукт не повышалась. Наша прибыль при этом никого не волнует. Кроме нас.

И поскольку нас она очень даже волнует, мы вынуждены будем без всякого НДС поднять цену так, чтобы сохранить прежний уровень прибыли — до 116, чтобы после вычета 96 осталось 20. Судите сами, как замечательно «сработала» эта льгота — вместо 120 потребитель заплатит 116. При том, что в прошлом году платил 100.

Конечно, показанные нами расчеты очень упрощены. Мы не учитываем, что плательщики общеустановленных налогов в следующем году не будут платить ЕНП, который сейчас лишает их 5% выручки.

Мы не учитываем, что не все расходы предприятия связаны с НДС — есть зарплата, амортизация, расходы на банковское обслуживание и тому подобное. Но суть картины не изменится, если заменить в ней пару цифр.

А суть в том, что льготы по НДС в их текущем виде не достигают своей экономической цели — существенного снижения цены для конечного потребителя. Какая для него разница, увеличится цена из-за НДС или просто для покрытия увеличившихся расходов?

Суть налога на добавленную стоимость такова, что налоговая нагрузка на самом деле лежит на конечном потребителе. Неважно, сколько этапов пройдет изначальное сырье, пока не превратится в продукт.

В любом случае все, что вынуждены будут заплатить участники этой цепочки в бюджет, войдет в конечную стоимость продукта.

Соответственно если цель — не допустить повышения цены на конечный продукт, необходимо разрешить лицам, реализующим этот продукт конечному потребителю, брать входящий НДС в зачет.

Разумеется, есть возражения, что тогда поступления в бюджет снизятся. Что на это ответить?

Во-первых, льготы даются не по всем оборотам подряд, а только по тем, которые государство признало достойными поддержки.

Ну и во-вторых — да, применение льгот приводит к снижению поступлений в бюджет, здесь нет никаких сюрпризов, это совершенно нормально!

Что ненормально — это когда льгота, применяемая налогоплательщиком, приводит к снижению его прибыли. Ненормально, когда отсутствие льготы для налогоплательщики выгоднее, чем ее наличие.

Почему раньше никого это не волновало? Ведь статья 221 НК введена не вчера. Во-первых, очень значительная часть предприятий, которые могли пользоваться льготами по НДС, и так не являлись его плательщиками. Во-вторых, у них было очень мало входящего НДС, поскольку их поставщики также в основном не платили НДС.

Однако в новом году это изменится. И огромное количество предприятий перейдут на уплату НДС, и некоторые из них будут пользоваться льготами.

И если эти льготы будут работать так же, как работают сейчас, то это приведет к тому, что цены на соответствующие товары и услуги значительно вырастут.

И пусть пока неизвестно, какие сферы сохранят льготы, какие утратят их, а кто получит льготу впервые — это неважно.

Важно, что если льгота установлена, это означает, что государство намерено поддерживать соответствующую отрасль. Будь то услуги детских садов, сфера туризма, услуги по содержанию жилищного фонда или другие обороты — если они освобождаются от НДС, необходимо, чтобы входящий НДС для этих предприятий не стал лишним расходом.

Проще говоря — если дается льгота, она должна реально работать. Сейчас она не работает.

Ранее Spot писал, что в Узбекистане снова начали говорить о «миллионах туристов», хотя ранее говорилось, что, на самом деле, их не более 200−300 тыс.