На прошлой неделе инвестиционный консультант Райнер Майкл Прайсс высказал мнение, что после выпуска еврооблигаций Узбекистан рискует попасть в кризис развивающихся рынков.

Эксперт связал это с доминированием на мировом валютном рынке доллара, который оказывает давление на валюты, акции и облигации развивающихся рынков.

По его мнению, узбекский сум не ослаб, в отличие от других валют, потому, что у Узбекистана практически нет долгов, и только сейчас страна начинает открывать свои двери.

Предприниматель и основатель korzinka.uz назвал высказывание эксперта «полной чепухой» и отметил, что облигации на $300 млн, и даже в несколько раз больше, не могут ничего сотворить с экономикой страны ни в одну, ни в другую сторону.

Министерство финансов также прокомментировало заявление Прайсса, напомнив, что Узбекистан выпускает суверенные облигации и получает международный суверенный рейтинг для того, чтобы диверсифицировать источники финансирования путем привлечения инвесторов из частного сектора.

«В то же время котировки суверенных облигаций на вторичном рынке будут служить бенчмарком для местных компаний и банков при самостоятельном финансировании своих проектов, а также для прямых иностранных инвесторов при проведении финансового анализа», — отмечается в сообщении.

Кроме того, отчеты по кредитным рейтингам и проспект эмиссии, необходимый при выпуске суверенных облигаций, предоставит международным инвесторам огромный объем информации об экономических и финансовых показателях Узбекистана, отмечают эксперты Минфина.

Такая прозрачность и предоставление аналитических данных позволят улучшить рейтинг Организации экономического сотрудничества и развития, важный при оценке рисков Узбекистана экспортно-кредитными агентствами.

В комментарии министерства заявление Прайсса назвали «безосновательным».

"В статье кризис развивающихся рынков автор связывает лишь со слабой ликвидностью мирового рынка, а причиной названы процентные ставки США и рост доллара, а также международные инфляционные ожидания. При этом не берется во внимание слабость или устойчивость экономики отдельно взятого государства", — говорится в сообщении.

В министерстве подчеркивают, что развивающиеся страны в корне отличаются друг от друга. Сам термин «развивающийся рынок» довольно обширный и включает в себя свыше 150 стран со слабой экономикой среди стремительно развивающихся государств.

Рост процентных ставок в США привел к большому дефициту текущих счетов экономически слабых стран и увеличению внешнего долга к ВВП. В некоторых случаях ситуацию усугубляют геополитические риски.

Например, 1 марта 2018 года турецкая лира подешевела по отношению к доллару на 32% (причиной стали противоречивые отношения между двумя странами, а также риски потери Центральным банком Турции независимости), южноафриканский рэнд — на 20%. В то время, как другой представитель развивающихся стран — польские злотые обесценились всего на 11%.

Если сравнить стоимость узбекского сума по отношению к доллару в этот же период, национальная валюта сначала выросла, затем вернулась к прежнему показателю (1 марта доллар стоил 8190 сумов, 2 ноября — 8237, то есть сум обесценился всего на 0,5%).

В пример приводятся также «твердые» валюты. Так по состоянию на 1 марта евро обесценилось по отношению к доллару на 9%, японская иена — на 7%. Это говорит об общей тенденции роста доллара, а не слабости развивающихся стран.

Кроме того, финансовые активы иностранных инвесторов на внутреннем рынке имеют решающее значение для оценки уязвимости страны к колебаниям на мировых финансовых рынках.

Например, согласно данным Всемирного банка, иностранные инвесторы владеют 64% ценных бумаг на внутреннем рынке Турции. В то время, как обесценивается турецкая лира и растут политические риски, возврат собственных средств из Турции иностранными инвесторами приводит к еще большему обесцениванию лиры.

По данным Международного валютного фонда, соотношение выплат внешнего долга к экспорту Турции, согласно прогнозам, составит 90−94% от ВВП в 2018—2021 годах.

Необходимо принять во внимание, что финансовые рынки Узбекистана не интегрированы с мировыми финансовыми рынками. Доля иностранных инвесторов на внутреннем рынке находится на очень низком уровне. Причиной служит неразвитость внутренних финансовых рынок и наличие контроля за капиталом. В будущем развитие рынка, по мнению экспертов министерства, приведет к увеличению потока иностранных портфельных инвесторов.

В заявлении подчеркивается, что увеличение доли иностранных инвесторов на внутреннем финансовом рынке до 40% должно рассматриваться как положительный процесс. Там же говорится о важности того факта, что у Узбекистана низкий внешний долг, высокий уровень золотовалютных резервов и стабильная позиция по счету текущих операций.

В частности, 86% внешнего долга относятся к долгосрочным, то есть на срок свыше 10 лет. Это значит, что ближайшие несколько лет не будет давления на платежи по внешнему долгу. Выплаты по внешнему долгу по отношению к экспорту в 2018—2021 годах ожидаются на уровне 12−16% от ВВП, а по состоянию на 1 октября золотовалютные резервы превышали $26 млрд, что в 1,7 раза больше внешнего долга Узбекистана.

Таким образом делается вывод, что, даже если повышение процентных ставок в США влияет на купонные ставки, ожидающееся размещение суверенных облигаций не приведет Узбекистан к кризису развивающихся стран.

Ранее Spot писал, что Узбекистан больше года готовится к выпуску своих первых евробондов. В качестве главного финансового консультанта при получении суверенного кредитного рейтинга и эмиссии суверенных облигаций выбран консорциум банков во главе J.P. Morgan Chase.

Правительство будет размещать облигации не ради привлечения средств, а ради создания бенчмарка для узбекского рынка.

Привлеченные деньги планируется направить на инфраструктурные проекты — строительство, реконструкцию и капитальный ремонт доступного жилья, автомобильных дорог, улучшение питьевого водоснабжения, канализации, благоустройство городов, а также на государственные программы «Обод кишлок» и «Обод махалля».

Специально для этого Одилбек Исаков, несколько лет проработавший в британском банке HSBC, назначен начальником Управления суверенных государственных, корпоративных (банковских) долговых обязательств и государственного долга Министерства финансов, советником министра.

Ильдус Камилов, эксперт по институциональным реформам и экономическому развитию, ранее — старший координатор исследований Центра экономических исследований, специально для Spot объяснял, что такое кредитный рейтинг и почему он так нужен Узбекистану.