Почти год эксперт из Южной Кореи Пол Ли консультирует Центр по координации и развитию рынка ценных бумаг по вопросам совершенствования законодательной базы, улучшения инфраструктуры фондового рынка, а также пересмотра государственного регулирования рынка и его профессиональных участников.

У эксперта 22-летний опыт работы в ведущих инвестиционных компаниях и банках Южной Кореи, США и Китая, имеющих отличительные особенности организации дел. Это позволяет ему сохранять баланс взглядов, трезво оценивать ситуацию в Узбекистане с разных ракурсов.

Пришло время становления инвестиционных банков в Узбекистане

Приехав в Узбекистан в декабре прошлого года, я первым делом начал вникать в текущую ситуацию на финансовом рынке. Не зная истории становления страны и специфики формирования финансового рынка, особенно рынка ценных бумаг, невозможно быть уверенным, что твои предложения не звучат наивными для местных практиков.

Не могу предложить моим коллегам в Узбекистане универсальные решения, которые однозначно подойдут стране, будут иметь такой же положительный эффект, как в некоторых других странах. По этой же причине не считаю, что правительство принимало заведомо неправильные решения.

В Узбекистане своеобразная экономическая система и решения, принятые на определенном этапе, скорее всего были продиктованы соответствующей экономической ситуацией, с учетом рыночной конъюнктуры внутри страны и в соседних странах.

С момента образования финансового рынка в Узбекистане применяется универсальная банковская система. (По уровню специализации различают универсальную и специализированную банковские системы. При специализированной модели запрещается совмещать кредитную и инвестиционную деятельность. Универсальная модель, напротив, допускает сочетание кредитования и инвестирования).

Коммерческие банки, согласно теории, обеспечивают деньгами на краткосрочный период. Это их основная функция. Инвестиционный банк предоставляет средства на долгосрочный период предпринимателям, правительству и так далее. При этом банки Узбекистана всё еще выполняют обе функции в рамках универсальной банковской системы.

Когда я пытаюсь предлагать идеи по развитию рынка капитала Узбекистана, сталкиваюсь со множеством противоречивых концепций, которые исходят из применяемой в стране универсальной банковской системы.

В то же время правительству необходимо развивать фондовый рынок для предоставления предпринимателям возможности диверсифицировать источники финансирования, а также формирования здоровой конкурентной среды между секторами финансового рынка.

Движущей силой рынка капитала должны быть инвестиционные банки, которых в Узбекистане пока нет. При этом важно понимать, что даже в Корее еще нет инвестиционного банка, отвечающего всем западным стандартам. В Корее над этим работали в течение 20 лет и до сих пор не смогли достичь уровня развитых стран.

За последние 30 лет экономика Узбекистана достигла достаточного уровня развития, и настало время подтянуть фондовый рынок. В нем заложен огромный для экономики страны потенциал, который практически не реализован.

Фото: Евгений Сорочин / Spot

Фондовый рынок подчиняется тем же законам, что восточный базар

Давайте представим фондовый рынок как традиционный восточный базар. Что приходит на ум? Базар — это шумное, динамичное, веселое место, расположенное в центральном месте, чтобы привлечь больше людей.

А где находится ваш фондовый базар? Легко ли простому человеку его найти? Местонахождение имеет большое значение. Тот факт, что фондовая биржа — сердце рынка капитала — находится далеко от центра города, говорит о многом.

Фондовый рынок, как и обычный базар, держится на трех столпах: спрос, предложение и место (платформа).

Если говорить о предложении, то его в Узбекистане достаточно. По мере роста экономики узбекские предприятия всё больше нуждаются в дополнительных инвестициях. Чтобы привлечь средства, они приходят на фондовый рынок.

Банки ежегодно увеличивают свой капитал путем выпуска акций. Они используют привлекаемые средства в том числе и на покрытие безвозвратных кредитов. Не могу утверждать, что таких случаев в Узбекистане много, но практика других стран показывает, что количество «плохих» кредитов растет.

Для пополнения государственного бюджета на продажу выставляются акции предприятий, принадлежащие государству. К примеру, на Республиканской фондовой бирже «Тошкент» есть акции, выставленные государством на продажу несколько лет назад. Они не представляют из себя контрольный пакет, но почему-то на инвесторов возлагаются инвестиционные и социальные обязательства.

Предприятия, правительство, банковский сектор — предложения на рынке очень много. Но кто будет это покупать? Главная область, на которую нужно обратить внимание — это спрос.

На фондовом рынке еще не сформированы как класс финансовые институциональные инвесторы. Очевидно, без пула институциональных инвесторов невозможно развивать рынок капитала.

Фото: Евгений Сорочин / Spot

Одним из решений проблем может стать реорганизация в банковской системе. Понимаю, что банковская сфера в Узбекистане наиболее консервативная и Центральный банк уделяет огромное внимание риск-менеджменту. Поэтому коммерческие банки могли бы отделить от своих ключевых функций другие направления, приносящие им прибыль, создав инвестиционные банки.

И эти обособленные подразделения могли бы оказывать дополнительные услуги клиентам по управлению активами и инвестированию в ценные бумаги, а также по предоставлению новых для Узбекистана форм финансирования и секьюритизации активов.

С течением времени коммерческие банки окажутся под давлением из-за роста конкуренции. Такая ситуация наблюдается в европейских банках. Тогда они начнут искать пути зарабатывания денег и неизбежно станут институциональными финансовыми инвесторами на рынке капитала.

Еще одно решение для формирования спроса на акции и другие ценные бумаги предприятий — увеличить скорость обращения ценных бумаг путем широкого применения высоких технологий и различных методов финансирования операций с ценными бумагами.

Еще один неотъемлемый элемент рынка — площадка. Узбекистану нужно не просто продавать продукт, а улучшать витрину, то есть условия торговли на бирже. Не вкладывая в инфраструктуру и в широкое освещение процессов, наивно ожидать, что люди начнут массово покупать ценные бумаги.

Искусственное увеличение спроса среди населения может привести к тяжелым последствиям

Сейчас рынок капитала Узбекистана опирается на конкретных индивидуальных инвесторов. Без изменения такого подхода нельзя ожидать резкого роста биржевой активности и формированию ликвидности.

Обычно инвестиционные группы делятся на два вида: профессиональные (институциональные) и непрофессиональные (индивидуальные). Магического способа увеличить спрос среди индивидуальных инвесторов нет. Всё зависит от роста доходов населения. Люди не могут инвестировать в ценные бумаги, если у них нет свободных средств и нет доверия.

По мере развития экономики страны всё больше обычных граждан будут вкладывать в ценные бумаги предприятий и другие приносящие доходы активы. Но если пытаться искусственно увеличить этот спрос в короткие сроки, можно столкнуться со множеством проблем. Потому что у населения нет должной финансовой грамотности. Так как у непрофессионалов нет опыта инвестирования, они могут потерять большую сумму. А если это были единственные сбережения человека, несложно представить, какой негативный эффект это будет иметь.

Будет неправильно подталкивать индивидуальных инвесторов, которые не являются профессионалами, больше торговать ценными бумагами, когда институциональные инвесторы не участвуют в этом процессе. Поэтому необходимо сфокусироваться на росте спроса со стороны финансовых институтов и обучении населения.

Обучение навыкам торговли ценными бумагами начать лучше с молодежи, которая открыта всему новому, быстро усваивает информацию и современные технологии. Готов лично преподавать в местных вузах. Считаю, что базовые познания о финансах должны быть у каждого человека.

Фото: Евгений Сорочин / Spot

К биржевым торгам должны допускаться ценные бумаги после проведения IPO

Если фондовая биржа — это восточный базар, то листинг (допуск ценных бумаг к биржевым торгам) можно сравнить с тем, как владелец частной лавочки выходит на большой рынок.

Компании, выходя на рынок, становятся публичными, раскрывают свои финансовые данные. Процедура листинга проводится для того, чтобы проверить ценные бумаги и их эмитента на соответствие установленным биржей правилам.

Акции и облигации 132 компаний прошли процедуру листинга и входят в котировальный лист фондовой биржи, тогда как за историю развития фондового рынка Узбекистана проведено всего одно публичное размещение акций способом IPO. Для иностранного инвестора это странно — что другие компании смогли попасть в биржевой листинг без IPO.

Нужно пересмотреть биржевые правила прохождения листинга и допуска к торгам и допускать акции, размещенные способом IPO, согласно общепризнанным в мире стандартам. Это приведет к тому, что на бирже будут торговаться акции только избранных, проверенных компаний, с определенным количеством акций в свободном обращении.

Необходимо также увеличить количество крупных, устойчивых компаний в листинге фондовой биржи. Но не все известные компании захотят выходить на фондовый рынок, раскрывать финансовые данные. Нужно разработать систему привлечения таких компаний на фондовый рынок, дать им привилегии, при этом стимулировать вести бизнес прозрачно.

Фото: Евгений Сорочин / Spot

«Дьявол кроется в деталях»

Для развития рынка капитала нужно принимать не только фундаментальные, крупные решения, на реализацию которых требуется время. Начните с более практичных нюансов.

Например, если я захочу купить акции, а мои деньги в банке, мне нужно их перевести на счет брокера. Если я хочу сделать это, не посещая банк, я использую платежные системы. Между тем у платежных систем комиссия за перевод с пластиковой карточки в среднем составляет около 1%.

Если нужно перевести 10 млн сумов, стоимость услуги составит 100 тыс. сумов. При этом, когда перечисляется 10 тыс. сумов, платите всего 100 сумов за тот же самый электронный перевод, не требующий усилий. Почему в одном случае клиент должен платить 100 тыс. сумов, в другом — 100? Комиссионные должны быть фиксированные вне зависимости от суммы перевода.

Считаю услуги брокеров на фондовой бирже тоже дорогими. Понимаю, объем рынка небольшой, им приходится покрывать расходы высокими тарифами. Однако, чтобы оживить биржевые торги, нужно сократить затраты клиентов на биржевые транзакции.

Рынок капитала основан на деньгах разных групп лиц, а это очень уязвимая область. В капиталистических странах, если происходят манипуляции с ценными бумаги и используется инсайдерская информация, виновника могут отправить в тюрьму на длительный срок. В Узбекистане за такие нарушения не предусмотрены отдельные санкции. Без наложения серьезного штрафа за преступления в этой сфере сложно будет достичь развития рынка капитала.

Чтобы завоевать доверие инвесторов и развить рынок капитала, на котором свободно обращаются средства, нужно обеспечить всех участников — будь то правительство, коммерческие и инвестиционные банки или индивидуальные инвесторы — равными правами.