Генеральная прокуратура опубликовала проект Закона «О государственном контроле деятельности субъектов предпринимательства».
В документе подчеркивается, что его действие не распространяется на проверки:
- проводимые в рамках Закона «Об исполнении судебных актов и актов иных органов»;
- полноты и достоверности учета поставки, потребления и своевременности осуществления расчетов за коммунальные услуги;
- проводимые в рамках возбужденного уголовного дела, а также на доследственные проверки, осуществляемые в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством;
- деятельности государственных учреждений;
- деятельности негосударственных некоммерческих организаций, за исключением случаев осуществления ими предпринимательской деятельности;
- деятельности постоянных учреждений и представительств нерезидентов;
- проводимые по инициативе субъектов предпринимательства и/или их учредителей;
- проверки деятельности государственных предприятий, осуществляются в порядке, установленном для бюджетных организаций.
Дается определение основным понятиям:
- проверка — совокупность мероприятий, проводимых контролирующими органами для оценки соответствия деятельности или действий (бездействия) субъектов предпринимательства, производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) требованиям законов и иных актов законодательства;
- проверка финансово - хозяйственной деятельности — изучение и сопоставление бухгалтерских, финансовых, статистических, банковских и иных документов субъектов предпринимательства с целью осуществления контроля за соблюдением налогового, таможенного и валютного законодательства;
- программа проверки — контрольный вопросник проведения проверок деятельности субъектов предпринимательства.
Анализ риска
Одна из статей посвящена системе «анализ риска» — механизм определения степени риска совершения субъектами предпринимательства нарушений законодательства в своей деятельности на основе конкретных критериев по соответствующей сфере государственного контроля.
Система применяется без осуществления взаимодействия с субъектами предпринимательства, за исключением случаев представления ими отчетов в соответствующие контролирующие органы в порядке, установленном законодательством.
Критерии и порядок внедрения в деятельность контролирующих органов системы «анализа риска» определяются контролирующими органами по согласованию с уполномоченным органом и Торгово-промышленной палатой, исходя из специфики осуществляемого ими контроля.
Когда могут быть начаты проверки
Основаниями для инициирования проведения проверки предпринимателей предлагают признать:
- обращения физических и юридических лиц о фактах нарушений законодательства;
- результаты системы «анализ риска» в деятельности субъектов предпринимательства.
Основаниями для инициирования проведения проверок финансово-хозяйственной деятельности:
- систематическое (два и более раза в течение финансового года) нарушение налогового и таможенного законодательства по уплате налогов и других обязательных платежей;
- выявление нарушений налогового законодательства, превышающих сумму сто минимальных размеров заработной платы;
- выявление фактов нарушения налогового и таможенного законодательства субъектами предпринимательства, имеющими в уставном фонде долю государства более пятидесяти процентов.
Единая система регистрации проверок
Все проверки предпринимателей подлежат обязательной регистрации контролирующими органами в Единой системе электронной регистрации проверок. Если проверки нет в системе, то она считается незаконной.
Всего в документе 5 глав и 30 статей.
Подробнее ознакомиться с проектом, внести в него свои предложения и замечания можно до 28 декабря.