Генеральная прокуратура опубликовала проект Закона «О государственном контроле деятельности субъектов предпринимательства».

В документе подчеркивается, что его действие не распространяется на проверки:

  • проводимые в рамках Закона «Об исполнении судебных актов и актов иных органов»;
  • полноты и достоверности учета поставки, потребления и своевременности осуществления расчетов за коммунальные услуги;
  • проводимые в рамках возбужденного уголовного дела, а также на доследственные проверки, осуществляемые в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством;
  • деятельности государственных учреждений;
  • деятельности негосударственных некоммерческих организаций, за исключением случаев осуществления ими предпринимательской деятельности;
  • деятельности постоянных учреждений и представительств нерезидентов;
  • проводимые по инициативе субъектов предпринимательства и/или их учредителей;
  • проверки деятельности государственных предприятий, осуществляются в порядке, установленном для бюджетных организаций.

Дается определение основным понятиям:

  • проверка — совокупность мероприятий, проводимых контролирующими органами для оценки соответствия деятельности или действий (бездействия) субъектов предпринимательства, производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) требованиям законов и иных актов законодательства;
  • проверка финансово - хозяйственной деятельности — изучение и сопоставление бухгалтерских, финансовых, статистических, банковских и иных документов субъектов предпринимательства с целью осуществления контроля за соблюдением налогового, таможенного и валютного законодательства;
  • программа проверки — контрольный вопросник проведения проверок деятельности субъектов предпринимательства.

Анализ риска

Одна из статей посвящена системе «анализ риска» — механизм определения степени риска совершения субъектами предпринимательства нарушений законодательства в своей деятельности на основе конкретных критериев по соответствующей сфере государственного контроля.

Система применяется без осуществления взаимодействия с субъектами предпринимательства, за исключением случаев представления ими отчетов в соответствующие контролирующие органы в порядке, установленном законодательством.

Критерии и порядок внедрения в деятельность контролирующих органов системы «анализа риска» определяются контролирующими органами по согласованию с уполномоченным органом и Торгово-промышленной палатой, исходя из специфики осуществляемого ими контроля.

Когда могут быть начаты проверки

Основаниями для инициирования проведения проверки предпринимателей предлагают признать:

  • обращения физических и юридических лиц о фактах нарушений законодательства;
  • результаты системы «анализ риска» в деятельности субъектов предпринимательства.

Основаниями для инициирования проведения проверок финансово-хозяйственной деятельности:

  • систематическое (два и более раза в течение финансового года) нарушение налогового и таможенного законодательства по уплате налогов и других обязательных платежей;
  • выявление нарушений налогового законодательства, превышающих сумму сто минимальных размеров заработной платы;
  • выявление фактов нарушения налогового и таможенного законодательства субъектами предпринимательства, имеющими в уставном фонде долю государства более пятидесяти процентов.

Единая система регистрации проверок

Все проверки предпринимателей подлежат обязательной регистрации контролирующими органами в Единой системе электронной регистрации проверок. Если проверки нет в системе, то она считается незаконной.

Всего в документе 5 глав и 30 статей.

Подробнее ознакомиться с проектом, внести в него свои предложения и замечания можно до 28 декабря.