Компании поделились итогами 2018-го и рассказали о динамике роста, изменениях в своих сферах и планах на следующий год.

Art Hotels Group: «Выросли в сеть из семи отелей и двух хостелов»

Павел Вольф ушел из найма в гостиничном бизнесе и в 2014 году открыл Art Hostel, а за ним небольшие гостиницы Art Hotel, Grand Art Hotel и Art Palace.

В феврале он рассказывал Spot, что готовит к запуску еще один отель. За год удалось сделать больше, чем планировалось: создан бренд сети Art Hotels Group, которую пополнили хостел, три отеля в Ташкенте и один в Самарканде. Еще три проекта на стадии строительства, и компания планирует расширяться и дальше.

В этом году мы открыли первый филиал вне столицы — отель Art Samarkand. Запуск дался нелегко: расстояние и постоянные поездки, контроль за ремонтом и открытием. Но в итоге мы это сделали и получился неплохой отель уровня трех звезд.

В остальном с большими сложностями мы не столкнулись. Единственное: мы не смогли найти подходящее место в старом городе, так как тревожило подвешенное состояние — слухи о том, что здания в этой части города будут сносить. Поэтому мы расположились в нескольких километрах от исторического центра.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Две новые гостиницы в Ташкенте называются Orient Inn и Orient Palace (словосочетания со словом Art мы исчерпали и начали новую сеть под названием Orient). Дизайн обеих гостиниц выполнен в восточном стиле. Также появился новый тип размещения — гостиница из 20 люксовых апартаментов Art Apart Hotel.

Последним проектом в этом году стал хостел Art Guest House, им занимались мои партнеры. Теперь в общей сложности в сети Art Hotels Group семь отелей и два хостела.

Именно благодаря тому, что я работаю не один, а в команде с партнерами, у нас такой активный рост. Все проекты совместные, кроме Art Hostel (хотя и его я изначально запускал с партнером) — одному тяжело. Инвесторы находят нас сами: узнают, что у нас несколько отелей, и предлагают сотрудничество. В одном из новых отелей в Ташкенте принимает участие иностранный партнер из Индии. Партнеры помогают как инвестициями, так и в вопросах контроля.

В среднем в гостиницах по 25 номеров, в хостелах — 27 мест. Самым вместительным остается Grand Art Hotel — 30 номеров. В Art Samarkand мы попробовали добавить два номера под хостел-комнаты, но из-за высокого предложения на рынке такая идея оказалась убыточной. В целом все проекты в одном ценовом сегменте.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Другие проекты мы решили не расширять, количество номеров и численность сотрудников не изменились. В гостиницах работает по 15 человек, в хостеле — семь.

Из новшеств за год: мы создали единый колл-центр Art Hotels Group с отдельным офисом. Часто так получалось, что приезжали гости, а мест не было и приходилось давать номера других наших гостиниц или самим обзванивать их. Теперь такой проблемы нет: любой может заранее узнать, где есть свободные места и какие варианты размещения имеются. Пока в офисе четыре сотрудника: кто-то занимается договорами, кто-то — бухгалтерией, двое отвечают на звонки.

SMM-продвижением я по-прежнему особо не пользуюсь. Задумывался, но не поступало хорошего предложения с конкретными цифрами.

Из неприятного: сильно повысили тарифы на коммунальные услуги, в три раза поднялась цена на газ и в два раза — на электричество, особенно выросли расходы в зимний период. Также в следующем году будут изменения в налогообложении — появится НДС в размере 20%.

Такого рода факторы негативно повлияют на цены в гостиницах, так как мы платим и немаленькие туристические сборы (порядка 20 тыс. сумов за каждого постояльца в день), единый налог, подоходный налог и прочие отчисления. Если к этому добавится еще и НДС, получится весьма внушительная сумма. Учитывая, что гостиницы оплачивают туристический сбор, можно было бы их освободить от НДС.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Кроме того, из-за постоянного роста конкуренции цены пришлось снизить на 20−30%. Из-за растущего количества отелей их становится сложнее заполнять, в этом плане очень хочется чтобы наше государство принимало еще больше мер для привлечения гостей в нашу страну, как туристов, так и бизнесменов. Необходима масштабная реклама Узбекистана по всему миру на государственном уровне.

Тем не менее наш заработок заработок увеличился, но, несмотря на это, я всё еще не ощущаю тот доход, которого хотелось бы — потому что всё так же реинвестирую прибыль, наверное, в силу своей натуры.

Сейчас идет строительство еще одного отеля в Самарканде и двух отелей сети Art в Ташкенте, ориентировочно на 30−40 номеров. И это не предел, мы планируем расширяться и дальше. Очень хотелось бы открыть отель и в Бухаре, но сильно выматывает дорога, и это много займет времени.

В приоритете всё так же остается Ташкент, так как для меня рациональнее и эффективнее тратить свое время здесь, а в Самарканде удалось собрать хорошую команду. К сожалению, я по сей день так и не смог найти подходящего управленца, которому бы мог делегировать часть своей работы. Видимо, такой человек не найдется, поэтому работаем командой, разделяя между собой решение вопросов.

ReachBionics: «Наш бизнес не выйдет на прибыль быстро»


Фото: Евгений Сорочин / Spot

В феврале Spot писал о медтехнике из Бухары Мустафо Мингбаеве, который отучился в Лондоне, вернулся в Узбекистан и вложил 100 млн сумов в запуск производства бионических протезов на 3D-принтере.

Тогда молодая компания Mingbaev’s Academy of Robotics, основанная в мае 2017-го, только приступала к продажам и рассчитывала, что окупит вложения, если будет продавать 10 протезов в месяц в течение четырех-пяти месяцев.

Теперь Мингбаев рассказывает, какие разработки появились у бренда ReachBionics за этот год, идет ли развитие по плану и какова глобальная цель.

В этом году бизнес требовал дополнительных вложений — мы купили новое оборудование на 87 млн сумов. В 2019 году планируем вложить еще 120 млн сумов, для этого придется взять заем. Кредит в 30 млн, который брали для запуска, выплатили на две трети.

Также мы планировали построить свое здание, чтобы объединить команду разработчиков и непосредственно производство, но в течение года сделать это не удалось — в Яшнабадском технопарке должны были выделить нам землю как резидентам, однако вопрос до сих пор не решился. Поэтому мы просто арендовали помещение, в котором можно было разместить и офис, и цех.

За год мы выполнили 14 заказов на бионические протезы рук и, как и планировали, разработали протезы нижних конечностей — I-leg. Уже выполнили три заказа на них.

Фото: Евгений Сорочин / Spot

Сложность в том, что в Узбекистане технология пока малоизвестна, и мы усиленно работаем над ее популяризацией, рассказываем потребителям о ее возможностях. Стоит понимать, что эта сфера в стране еще не развита в достаточной мере.

Очень помогло, что нас пригласили на телевидение — после выхода передачи было много звонков из разных городов. Но в целом клиентов в основном приводит сарафанное радио.

С самого начала нас привлекала перспектива экспорта, но пока из-за рубежа получаем единичные заказы: так, отправили протез руки в Польшу.

В начале года я планировал сотрудничать с частными клиниками, но отказался от этой идеи: изучив аспекты работы, понял, что цена на продукцию значительно возрастет. Это связано с тем, что прибыль нужно будет делить на две компании, к тому же медицинские услуги в частных клиниках дороже. При переговорах в клиниках нам сказали, что будут делать дополнительную наценку на протезы в 20−25%, а это не совпадает с нашими целями. Наша цель — вернуть людям надежду.

Наше производство — это не тот вид бизнеса, который быстро приносит прибыль. К тому же оно требует больших инвестиций для развития — думаю, около $50 тыс. Переговоров по привлечению сторонних средств пока не ведем, но были предложения, и в целом такие планы есть.

Дополнительные инвестиции потребуются и для нашего нового проекта — летом 2019 года мы планируем представить роботов-гуманоидов для применения в научной и военной сферах. Мы работаем над этим уже два года, готова модель концепта.

Фото: Евгений Сорочин / Spot

Также в 2019 году мы представим новую разработку — экзоскелет. Он предназначен для людей, которые утратили возможность ходить. Сейчас мы на этапе тестирования, в следующем году запустим производство.

Как и планировали, начали производство экзоруки (протез, который поможет реабилитации пациентов после инфаркта или инсульта). Мы изготовили первые прототипы и тестируем их. Кроме того, весь год мы изучали спрос и теперь будет разрабатывать экзоколено для постоперационного использования и реабилитации.

Протезы пальцев — еще из намеченных и выполненных за год планов.

Мы постоянно проводим эксперименты и тесты, разработали новый микроконтроллер, работаем над совершенствованием функций протезов рук — хотим, чтобы импульс доходил до нервных окончаний мышц и предавал пальцам человека тактильные ощущения.

Реабилитационный центр для тех, кто потерял части тела, пока не открыли, но от идеи не отказываемся. Этот проект потребует больших вложений.

Мы хотим и дальше расширяться, чтобы бионические протезы были доступна каждому, кто в них нуждается. Это только первый этап, у нас много больших планов, реализация которых повлечет за собой развитие сферы технологий в Узбекистане.

TravelSystem: «60 новых туристических направлений»

Фото: Евгений Сорочин / Spot

Анвар Мирзаев и его партнеры купили франшизу TravelSystem в 2014 году, а уже на следующий год головная компания объявила себя банкротом. Тогда пришлось компенсировать около 40 проданных туров из собственных средств и возвращать лояльность клиентов бренду, на котором лежала тень банкротства зарубежных партнеров.

В январе Мирзаев рассказывал Spot, что компания одной из первых в стране предложила организацию частных полетов на бизнес-джетах, а также начала принимать к оплате биткоины.

На тот момент TravelSystem отправляла около 1500 туристов в год. Теперь мы поговорили о том, какие новые направления запустили в 2018-м и как изменения в сфере туризма повлияли на работу компании.

Весь год мы ощущали положительные последствия введения свободной конвертации иностранной валюты. До либерализации валютного рынка в сентябре 2017-го было очень много неудобств для туристов: после бронирования тура им приходилось идти в банк и переводить оплату напрямую нашим партнерам. Сейчас мы можем принимать оплату в сумах, инкассировать, конвертировать и отправлять самостоятельно.

В этом году мы запустили новые направления: на Кубу, в Доминикану и другие страны Карибского бассейна, на космодром Байконур. Одним из популярных направлений была Япония. Мы стараемся предлагать не только популярные туры в Турцию и Таиланд, но и в те страны дальнего зарубежья, которые пока не пользуются высоким спросом у наших граждан.

Фото: Евгений Сорочин / Spot

За год общее количество туров, которые мы предлагаем, превысило 90, тогда как в начале года их было 30. Наша цель — достичь числа 300. Поток клиентов с первого года работы рос на 30% в год.

Продвижение мы продолжаем делать через Google и Yandex, как и раньше. В этом году попробовали рекламу на телевидении, но она не была эффективна. Также планируем создать на нашем сайте функцию прямого бронирования отелей, опцию онлайн-заказа трансфера и проката автомобилей.

Стоит отметить что, количество запросов растет, но одновременно и конкуренция на рынке увеличивается, очень много компаний занимаются отправкой туристов. Всё еще присутствует демпинг со стороны конкурентов, и постоянное изменение цен влияет на ситуацию на рынке.

Но мы продолжаем работать стабильно, кардинальных изменений не было, дополнительных вложений тоже. Бизнес-авиация постепенно развивается, есть запросы, но это скорее исключение — видимо, наш рынок пока не готов к этому. Запросов на оплату криптовалютами нет, наверное, люди не особо в нее верят.