В сфере развития технологии автономного транспорта «Яндекс» может составить конкуренцию таким компаниям, как Waymo (принадлежит холдингу Alphabet Inc., который также владеет Google) и Uber, пишет РБК, который ознакомился с отчетом международной финансовой группы HSBC.

Аналитики назвали технологию «Яндекса» сопоставимой с тем, что делают крупные международные компании. В исследовании подчеркивается, что российская компания ведет разработки лишь последние пару лет, тогда как Google — десять лет.

При этом «Яндекс» и другие подобные компании потратят на разработку меньше, поскольку могут использовать существующее на рынке оборудование, оснастив его собственным программным обеспечением. «Яндекс» не раскрывал размер инвестиций в технологию автономного транспорта. Google инвестировала в ее развитие более $1 млрд.

В HSBC считают, что беспилотный транспорт может быть запущен в ближайшей перспективе:

«Ранее мы считали, что беспилотное такси — это нечто отдаленное во времени как минимум на десять лет. Сейчас мы считаем, что проблема заключается лишь в несовершенстве регулирования, а также в предпочтениях потребителей. Нас отделяют, возможно, годы, но уже точно не десятилетия», — сказала ведущий аналитик HSBC Маша Кан.

По оценкам аналитиков HSBC, стоимость 100% «Яндекс.Такси» сейчас составляет $6,2 млрд, но пока не учитывается в котировках «Яндекса». HSBC подтвердила целевую стоимость для «Яндекса» в размере $39 за бумагу, что предполагает 30-процентную премию к текущей цене.

У «Яндекса» есть два пути монетизации технологии: компания может стать оператором собственного парка беспилотного такси или продавать технологию производителям автомобилей либо их компонентов.

Любой из вариантов в долгосрочной перспективе подстегнет рост выручки «Яндекса», но в 2019 году приведет к увеличению затрат на разработчиков и оборудование. В HSBC ожидают, что «Яндекс.Такси» станет прибыльной не раньше 2020 года.

По мнению HSBC, за счет внедрения технологии исчезнут расходы на водителей и таксопарки (составляют 28−34% в общих расходах), увеличится использование автомобилей (беспилотники могут работать 24/7), что положительно скажется на маржинальности сервиса.

Кроме того, появление подобных автомобилей может увеличить потенциальный рынок для «Яндекс.Такси»: на беспилотники могут захотеть пересесть те, кто до сих пор предпочитал собственный транспорт.

Наконец, технологию можно использовать при доставке грузов, что позволит «Яндексу» снизить затраты на логистику в электронной коммерции. В апреле этого года Сбербанк и «Яндекс» закрыли сделку по созданию совместного предприятия в сфере электронной коммерции на базе «Яндекс.Маркет».