В «Лаборатории бизнеса» прошла панельная дискуссия, посвященная бизнес-сообществам.

Сложно переоценить значение нетворкинга в деловой жизни. Полезные знакомства помогают решать проблемы, находить партнеров, достигать целей.

О том, как бизнес-сообщества развивают предпринимательство и общество в целом, рассказали член бизнес-клуба Bookcafe, предпринимательница Нодира Вахидова, выпускник PMP-2, сооснователь и председатель А-club Михаил Шамшидов, инициатор создания и первый координатор клуба Koryoin Вячеслав Кан.

Людей объединяют схожие ценности

Что такое бизнес-клуб? Чем он отличается от ассоциации или обычной встречи друзей?

Людей должно что-то объединять, например, стремление к саморазвитию, ведь клуб это собрание единомышленников, каждый из которых привносит что-то свое и взамен получает знания, энергию, вдохновение.

Чем больше будет таких сообществ, объединенных единой страстью, тем сильнее будет наше общество, считает Вячеслав Кан. Ведь члены клуба, общаясь, делясь мнениями и опытом, растут.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

«Это не просто единомышленники, а люди, которые нацелены на постоянное саморазвитие, они жаждут знаний. Кроме того, внутри сообщества образуются новые партнерства, это хороший нетворкинг», — говорит Нодира Вахидова.

Ассоциации тоже объединяют людей, связанных едиными интересами, работающих в одной сфере. Чем же они отличаются от клубов?

По мнению Михаила Шамшидова, главный признак бизнес-клубов — проведение офлайн-мероприятий.

Членами таких сообществ могут быть предприниматели из разных отраслей. В ассоциациях же стержнем является сфера деятельности. Отраслевые проблемы, которые зачастую бывают общими для всех, можно решить благодаря объединению.

Не являются бизнес-клубами также гапы (традиционные неформальные встречи, сопровождающиеся непринужденным общением, совместным приготовлением и потреблением национальных блюд), группы в Telegram и Facebook.

«Клуб — это в первую очередь принадлежность определенной категории людей, — говорит один из ведущих „Лаборатории бизнеса“ Хикмат Абдурахманов. — Когда я проходил стажировку в США, один высокопоставленный человек, бывший министр, а ныне бизнесмен, решил встретиться с нами в клубе. Там была очень консервативная обстановка. В таких клубах человек проходит через разные фильтры. У более взрослых сообществ мощные критерии отбора. Поэтому, разговаривая с человеком в клубе, можно примерно представить, какой он категории ценностей. Так гораздо быстрее решаются проблемы и делаются общие дела».


Фото: Евгений Сорочин / Spot

От «Крыши» до Bookcafe

Хотя клубов предпринимателей в стране не очень много — по мнению участников встречи, их всего около десятка — они начали создаваться довольно давно.

Первый клуб организовал экономист Ильхом Каримов на крыше знаменитого в Ташкенте здания «Жемчуг» в начале 2000-х годов. Раз в неделю там собирались не только экономисты, предприниматели, но и музыканты, художники, писатели, актеры, чтобы подискутировать на разные темы.

Спустя два года выпускник программы менеджмента Узбекско-японского центра (PMP) Михаил Шамшидов создал А-club, чтобы поддерживать связь с остальными слушателями курса.

«Сейчас выпускников РМР около 1,5 тыс. человек, и все они формально являются участниками клуба. Конечно, далеко не все активны. Вначале проводили офлайн-мероприятия, потом критическая масса участников стала такой большой, что фактически клуб перешел в формат Telegram-группы. Считается, что больше 150 человек не могут быть сообществом, поэтому нужно либо делиться, либо менять формат», — отметил председатель А-club.

Первых участников клуба Bookcafe тоже объединили бизнес-тренинги. Познакомившись на одном из них, они продолжили общение и даже съездили вместе в Японию. Чтобы поддерживать связь, решили встречаться раз в неделю и обсуждать прочитанные книги. Членов Bookcafe объединяет не статус, не должность, а ценности.

За год число желающих вступить в клуб перевалило за 50 человек. Столько помещение (встречи проходили в Bookcafe, отсюда и название) не вмещало, поэтому решили ввести регламент: брать людей, которые привнесут ценность группе.

С тех пор каждую неделю в понедельник один спикер делится впечатлениями от прочитанной книги, затем следует дискуссия. В рамках клуба тестировались и другие форматы встреч. Например, обсуждались реальные кейсы из предпринимательской практики участников.

«За те шесть лет, что существует наш клуб, видела много сообществ молодых бизнесменов. Они собиралось и тут же распадались. Посыл был хороший, но по каким-то причинам они не выживали. Возможно, не хватало заряда зачинщика», — говорит Нодира Вахидова.

Самый молодой из представленных клубов Koryoin был создан в декабре 2015 года на базе корейской диаспоры в Узбекистане. Он также является инициатором создания Объединения корейских бизнес-клубов, куда сейчас входят девять клубов из шести стран: Россия, Казахстан, Киргизия, Украина, Узбекистан, Корея.

Продать тушенку и завести новые знакомства: о пользе бизнес-клубов

Конечно, вступая в клуб, никто не думает о материальной или финансовой выгоде. Но определенную пользу такое членство всё же дает.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Спикеры привели примеры из личного опыта. Так, Вячеслав Кан приобрел новые навыки, координируя клуб Koryoin. Оказалось, руководить группой людей, состоящей из руководителей, сложнее, чем работать с наемными сотрудниками.

Кроме того, центр профориентации MyWay, которым руководит Вячеслав, проводил совместно с Министерством занятости и трудовых отношений встречи в школах с представителями разных профессий.

«Друзья из разных клубов поддержали меня и приняли участие в проекте. Если бы я не знал каждого лично, вряд ли бы кто-то откликнулся», — считает предприниматель.

Нодира Вахидова призналась, что вступила в клуб Bookcafe, чтобы продать колбасу в сеть супермаркетов korzinka.uz:

«Я занималась дистрибьюцией в компании по производству колбасных изделий. Мы хотели зайти на полки korzinka.uz. Вячеслав познакомил меня с бизнес-тренером по продажам Алишером Исаевым. Он стал сотрудничать с нашей компанией. Тогда я решила обратиться за советом к нему, как лучше выйти на отдел продаж korzinka.uz. Он еще раз рассказал о Bookcafe, о котором я раньше слышала. Зафар Хашимов является его постоянным членом. Я решила с ним подружиться, а дальше уже вопрос времени, когда я продам эту колбасу. Я терпеливо ждала полгода, когда Зафар-ака появится на арене, ходила на встречи. За это время втянулась, поняла, что это интересно. Получаешь полезные знакомства, интересные новые знания. Когда Зафар-ака появился, я вспомнила свою основную цель. Колбасу я не продала (там были свои нюансы), но продала тушенку. Однако из клуба после этого уходить не стала».


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Еще одна польза, которую предпринимательница извлекла из встреч клуба, — сохранение рекламного бюджета. Компания была готова разыграть в качестве главного приза автомобиль Matiz. Но после обсуждения кейса с другими предпринимателями клуба деньги было решено потратить более эффективно.

Как вступить в ряды избранных?

Большинство представленных на сессии клубов являются закрытыми. Критерии отбора в целом совпадают: чтобы стать членом Koryoin или Bookcafe, нужны рекомендации двух действующих членов клуба.

В Koryoin критериями отбора также являются национальная принадлежность, достижения в бизнесе.

«В клубе 70 человек, и мы трепетно относимся к тому, чтобы ценности участников совпадали, чтобы новому члену было полезно и интересно», — говорит Вячеслав Кан.

Кандидат на вступление в Bookcafe должен иметь предпринимательский опыт, а также объяснить, какую ценность он может привнести в сообщество.

Стать участником A-club сложнее, но условий не так много. Достаточно быть выпускником программы менеджмента Узбекско-японского центра.

При этом в любом месте, где собирается больше двух человек, могут возникнуть проблемы и недопонимания.

Лучше всего предотвращать такие вопросы, установив регламент, хороший фильтр. Если есть правила и ситуация, которая подпадает под эти правила, то можно решать вопросы без апелляции к личным взаимоотношениям.

К сожалению, в правилах нельзя предусмотреть все возможные проблемы. В этом случае эксперты советуют набраться терпения и пережить ситуацию.

«Терпение нужно всем, кто занимается ведением некоммерческих организаций. В них действуют другие механизмы мотивации. В коммерческом секторе можно не заплатить, если сотрудник что-то не сделает, в некоммерческом секторе такого метода воздействия нет», — говорит Михаил Шамшидов.

Помогают решать проблемы социально активные люди, которые выступают в роли аксакалов, арбитров. Они встречаются с каждой стороной и выполняют функцию третейского судьи.

В редких случаях участника могут исключить из клуба. Происходит это тогда, когда человек не соответствует заявленному образу. В этом случае люди, которые за него ходатайствовали, сообщают о его исключении. Всё это делается достойно, без публичной порки.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Лайфхак: как создать бизнес-клуб

Первый и самый очевидный совет — найти, что будет объединять участников. При этом нужно быть готовым, что придется вкладывать много сил и времени, что для предпринимателей является большой роскошью.

Совет №2: создать регламент или правила, которым все должны будут придерживаться. Чем раньше это сделать, тем лучше. Потом вводить изменения будет трудно.

На начальном этапе сообществу понадобится руководитель. Человек, который возьмет на себя всю ответственность, будет подпитывать интерес, организовывать мероприятия, ставить цели.

После набора критической массы надобность в руководителе отпадет и сообщество начнет жить своей жизнью.

Можно создать канал или группу в Telegram для оперативной связи. Важно с самого начала найти объединяющий мотив. Если темы для обсуждения пока не родились, можно взять за основу выпуски «Лаборатории бизнеса» или другой передачи, подискутировать на эту тему. Со временем соберется группа постоянных активных участников, а дальше время покажет, во что выльются встречи: в партнерство или просто клуб по интересам.

Необычный лайфхак предложил Михаил Шамшидов: заложить в основу бизнес-клуба социальный проект. A-club, к примеру, начинался с благотворительности.

Хоть клуб за время существования не продвинулся дальше нескольких встреч выпускников PMP, благотворительный проект сблизил участников, принес пользу каждому в отдельности и обществу в целом.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

«Мы взяли модель международных клубов и тоже решили заниматься благотворительностью. Наш проект „Время чудес“ сейчас уже живет своей жизнью, A-club перестал его вести», — отметил председатель клуба.

Альтернативой, особенно для стартаперов, могут стать митапы (встречи людей со схожими интересами).

«Я пожил пару лет в Дубае. Там митапы проходят на каждом шагу. Есть специальное приложение, где можно найти информацию по всем встречам. Через два-три дня проживания в городе у меня было много знакомств. Для организации митапов должна быть инициативная группа. А встречаться можно просто в кафе», — говорит Михаил Шамшидов.

Во сколько оценить участие в клубе

Минимальная стоимость членства в знаменитом российском клубе «Трансформатор» составляет около $10 тыс., максимальная — $23 тыс. В стоимость входит участие во встречах, форумах, доступ к онлайн-платформе, привилегии от партнеров клуба.

В чем феномен «Трансформатора»? По мнению Нодиры Вахидовой, клуб объединяет более молодых участников.

«Тенденции российских сообществ, как „Трансформатор“ или „Бизнес-молодость“ в том, что ребята там более амбициозные, живые и активные. Мы более консервативные, возможно, в силу возраста или ментальности. Изменения в Bookcafe, например, происходят с большой кровью. В России ребята со здоровой агрессией, на всё реагируют быстро, следуют тенденциям мирового развития бизнеса. Если бы мы чаще пускали более молодых ребят, снизили бы планку для принятия в члены клуба, может, что-то поменялось бы», — говорит предпринимательница.

С ней не согласился Михаил Шамшидов. Он считает, что дело не в правилах клуба, а в экосистеме предпринимательства, которая довольно инертна.

По мнению Вячеслава Кана, «Трансформатор» — это больше тренинги, где у каждого цель — заработать больше денег.

«Они единомышленники в том, чтобы заработать больше. И всё построено на этом. В нашем случае цели другие. Нам важнее ценности, которые несет человек, общение», — говорит координатор Koryoin.

Нужно ли узбекистанским клубам вводить членские взносы? Это как минимум обеспечит более серьезное отношение участников, которые захотят вернуть инвестиции в любом виде: через знания, совместный бизнес, знакомства или статус.

Известно, что каждый человек — «среднее арифметическое» 10 человек из своего окружения. Участие в бизнес-сообществах влияет на эту составляющую.

О дате выхода ролика можно узнать на странице «Лаборатории бизнеса» в Facebook.

«Лаборатория бизнеса» — проект, нацеленный на развитие бизнес-сообщества Узбекистана, представленный в январе 2016 года. Инициаторами являются Unique Present Media Holding, Ассоциация международного бизнеса и технологий и компания Afisha Media.