Как ранее писал Spot, Государственный налоговый комитет (ГНК) подготовил правки в статью 65 («Обращение взыскания на имущество налогоплательщика») Налогового кодекса.

Сейчас обращение взыскания на имущество налогоплательщика производится в судебном порядке на основании искового заявления органа государственной налоговой службы.

Комитет предлагает добавить исключения, когда решение об обращении взыскания налоговой задолженности на имущество налогоплательщика может быть принято органом государственной налоговой службы.

На сайте «Узметроном» (на момент публикации открыть сайт не удалось — ред.) вышла статья на эту тему с заголовком «Продай имущество», в котором автор пишет, что проект представляет угрозу частной собственности в стране, так как тенденция подмены судебной власти исполнительной очень опасна — она приведет к многочисленным нарушениям прав человека.

«На фоне разговоров о развитии бизнеса, создания благоприятного инвестиционного климата, обеспечения прав и свобод граждан, такие изменения в Налоговый кодекс недопустимы. Если же их утвердят, о неприкосновенности частной собственности можно будет забыть вообще», — говорится в статье.

В налоговом комитете решили разъяснить суть проекта и развеять необоснованные страхи налогоплательщиков в части защиты прав на частное имущество.

«Предлагаемый новый законопроект, несомненно, заставляет задуматься о правах и защите частной собственности. При подготовке данного законопроекта Государственным налоговым комитетом, в сотрудничестве с министерствами и ведомствами, были просмотрены огромное количество „за“ и „против“, опыты зарубежных стран в данном направлении», — говорится в сообщении ГНК.

Проект закона предусматривает обращение взыскания признанной налоговой задолженности на имущество налогоплательщика на основании решения органа государственной налоговой службы в случае непогашения налогоплательщиком в течении 30 дней со дня получения им требования о погашении указанной суммы.

Проектом предлагается отнести к полномочиям органа государственной налоговой службы принятие решения об обращении взыскания признанной (в письменной форме) налоговой задолженности на имущество налогоплательщика — юридического лица и индивидуального предпринимателя в части предпринимательской деятельности и никаким образом не затрагивает вопросы, касающиеся обращения взыскания на имущество физических лиц.

«Необходимость введения такого рода порядка обуславливается тем, что при действующем законодательстве даже при признании налогоплательщиком налоговой задолженности налоговые органы должны обращаться с заявлением о выдаче судебного приказа в экономический суд, где при рассмотрении заявления начисляется государственная пошлина в размере 2% от суммы заявленного требования. Зачастую суммы начисленных пошлин очень негативно влияют на финансовое состояние налогоплательщика», — говорится в сообщении.

Комитет приводит пример, когда в при обращении органов государственной налоговой службы в экономический суд с заявлением о взыскании признанной налоговой задолженности в размере 1 млрд сумов сумма государственной пошлины для налогоплательщика составит 20 млн сумов.

«Исходя из того, что предлагаемый проект закона направлен на реализацию Концепции административной реформы и Концепции совершенствования налоговой политики, на упрощение порядка и обеспечение оперативного взыскания признанной налоговой задолженности, а также выведения из подведомственности экономических судов дел, по которым отсутствует спор, порядок обращения взыскания на имущество налогоплательщика на основании решения государственной налоговой службы исключает начисление лишних финансовых затрат в виде пошлин и почтовых расходов», — говорится в сообщении.

Там же напоминается, что пункт 1 статьи 135 Экономического процессуального кодекса определяет порядок выдачи судебного приказа на основе заявленного требования об обращении взыскания налоговой задолженности на имущество налогоплательщика.

«Предложение исключения данной статьи, обосновывается введением вышеуказанного упрощенного порядка, тем самым отменив для этих субъектов порядок взыскания на основании судебного приказа», — объяснили в комитете.

Таким образом, в случае признания налоговой задолженности налогоплательщиками, принудительное взыскание будет производиться на основании решения органов государственной налоговой службы, а в случае непризнания — решением суда в исковом порядке, говорится в сообщении.

ГНК отмечает, что указанный в проекте срок вступления в силу решения органа государственной налоговой службы (10 дней) предоставляется налогоплательщику после истечения 30 дней со дня получения им требования о погашении налоговой задолженности.

Решение органа государственной налоговой службы не позднее трех рабочих дней после вступления в силу направляется для принудительного исполнения государственному исполнителю, и обращение взыскания на имущество налогоплательщика на основании решения органа государственной налоговой службы производится государственными исполнителями в порядке, установленном законодательством.

«Порядок, предлагаемый новым законопроектом, отличается от действующего порядка лишь тем, что налогоплательщику, признавшему в установленном порядке налоговую задолженность, предоставляется возможность освобождения от начисления государственной пошлины», — объясняют в ГНК.

Органы государственной налоговой службы с мерой персональной ответственности будут относиться к таким процедурам и не допустят создания предпосылок для злоупотребления должностным положением, заверили в комитете.

Подробнее ознакомиться с проектом, о котором идет речь, внести в него свои предложения и замечания можно до 19 марта.