Открытие Узбекистана миру может негативно повлиять на конкурентоспособность казахстанского бизнеса, считает колумнист Forbes Kazakhstan, специалист по стратегии и M&A Саида Сейдахметова.

«Теперь нам нужно прилагать больше усилий для привлечения иностранных инвестиций из-за преимуществ Узбекистана, где средний уровень оплаты труда в 2−3 раза меньше, при этом население почти вдвое больше и существенно моложе, а прогнозируемый темп рос­та экономики вдвое выше (5,0−5,5% против 2,8−3,7%)», — пишет Сейдахметова.

Если с 2008 года 70% прямых иностранных инвестиций в страны ЦА приходилось на Казахстан ($82 млрд), то в следующие 10 лет Узбекистан, вероятно, сможет привлечь до $65 млрд (оценки BCG) и выйти в лидеры, считает она. За экспортные рынки Узбекистан тоже станет конкурировать с Казахстаном в силу близости продуктовой структуры и профиля преимуществ.

«С другой стороны, Узбекистан — привлекательное направление для экспансии, а у казахстанских компаний преимущество ближайшего соседа», — считает Сейдахметова.

Сельскохозяйственные ресурсы страны уникальны, продолжает она. Недра богаты природными ресурсами, которые далеки от исчерпания. Большая часть добывается государственными корпорациями, и ожидается их приватизация.

Низкий уровень урбанизации (всего 50%) создает предпосылки для роста городских экономик и масштабного спроса на инвестиции в развитие инфраструктуры.

Внутренний рынок емкий, пока еще свободный от глобальных лидеров и, вероятно, будет продолжительное время оставаться быстрорастущим.

Если раньше во многих отраслях казахстанским компаниям недоставало масштаба рынка, теперь проблема, возможно, решена. Административные барьеры также снижаются, что подтверждается ростом в Doing Business на 90 позиций за шесть лет.

«Сегодня, после десятилетий относительно благополучной закрытости, Узбекистан открывается миру в надежде на новые достижения и источники процветания. И Казахстану следует внимательнее присмотреться к этой экономике не только как к конкуренту, но и как к возможности», — подытоживает Сейдахметова.