Основатели и руководители веб-студий рассказывают Spot, сколько зарабатывают разработчики, от чего зависит стоимость создания сайта или мобильного приложения, каковы особенности работы с государственными заказчиками и клиентами из-за рубежа и как меняется рынок разработки в Узбекистане.

Korden Group

Специализация: интернет-магазины, информационные системы, корпоративные сайты, лендинги

Год основания: 2007 в России, 2010 в Узбекистане

Вложения на старте: около $800

Расходы в продвижение: нет

Штат: 12 сотрудников


Фото: Евгений Сорочин / Spot

«Надо зарабатывать там, где ещё никого нет», — подумал в 2005 году Эрнест Мустафаев, студент кафедры промышленного дизайна Ташкентского государственного технического университета, и начал изучать веб-дизайн — в те годы эта ниша пустовала, специалистов было мало. Окончив магистратуру, Эрнест уехал на годовую стажировку в Россию, и там в 2007 году запустил первую компанию группы Korden — по разработке веб-продуктов.

Ташкентское подразделение Korden Эрнест открыл в Ташкенте в 2010 году вместе со своим другом Алишером Эльмурадовым. Новая компания занималась не только веб-разработкой, но также работала с базами данных, системами автоматизации бизнес-процессов и контроля учетов товаров. Позже, в 2012 году, была открыта Smart Lab, которая сфокусировалась на проектах, не связанных с веб- и мобильной разработкой (автоматизация бизнес-процессов, разработка ERP- и CRM-систем).

На старте в развитие вкладывали всё что было в кармане — начинали с двух компьютеров, все вырученные средства реинвестировали. На прибыль компания вышла примерно за два года.

Чтобы набраться опыта, команда работала в сегменте недорогих решений — первые заказы выполняли для небольших частных компаний. Проектом, который открыл двери в крупный бизнес, стал корпоративный сайт для UzAutoSanoat в 2013 году.

И до сих пор основная часть клиентов (60%) — это крупные компании с большими заказами, требующими высокой концентрации, поэтому иногда приходится отказываться от мелких и более простых проектов. Скажем, если в начале работы компания силами двух сотрудников выполняла 12−15 заказов в месяц, то сейчас штат в 12 человек справляется не более чем с 30 проектами в год.

«Сейчас разработка сайта стоит совсем других денег и требует намного больше человеческих ресурсов, чем 12 лет назад», — объясняет Эрнест.

При этом на аутсорс ничего не отдают, потому что не уверены в компетенции исполнителей и их сроках. Работа идет быстрее под своей крышей со всеми профильными специалистами, при этом есть возможность на месте отслеживать качество.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Стоимость разработки веб-сайта начинается от 15 млн сумов и повышается в зависимости от сложности. Клиенты, обратившиеся во второй раз, получают скидку в 15%. Цены на мобильные приложения зависят от таких факторов, как разрешение экрана, количество версий (вертикальная, горизонтальная или обе) и наличия версии для планшетов.

Минимальный пакет разработки приложения для iOS и Android с вертикальной версией без версии для планшетов будет стоить примерно $3000 (около 25 млн сумов).

Разработчика на рынке можно найти по карману заказчика — проект можно сделать и за 5 млн сумов, и за 50 млн сумов. Такой разброс цен связан с тем, что у разных компаний разные издержки — специалист может иметь зарплату и в 3 млн, и в 8 млн сумов и даже выше. При том, что сильных разработчиков на рынке катастрофически не хватает.

Заказов на веб-разработку приходит больше, чем на мобильные приложения — примерно 80% на 20%. Не все клиенты пока видят пользу мобильного приложения, которое стоит в разы дороже.

По словам Эрнеста, рынок Узбекистана мало чем отличается от рынка России с точки зрения требований заказчиков, но очень сильно отличается от рынков дальнего зарубежья (Европы, США).

За рубежом продукты любят более простые, лаконичные, консервативные, легкие, пока на постсоветском пространстве всё еще любят «рюшечки», навороты и прочий «арча байрам».

Новичкам рынок может показаться необъятным, но все крупные заказы делятся в узком кругу лучших разработчиков. Если компания более пяти лет занимается одним и тем же, то ее уровень исполнения будет выше, что позволит получать более крупные заказы и более высокую прибыль. Поэтому молодым компаниям, которые хотят занять свое место на рынке, Мустафаев советует сделать приоритетом качество, так как многие клиенты уже разбираются в IT-технологиях.

Кроме того, начинающие предприниматели должны быть готовы на начальном этапе работать в убыток себе ради портфолио, интересных проектов, перспективных заказчиков, а также опыта и рекомендаций. Именно сарафанное радио приносит основной поток клиентов — компания по сей день не вкладывается в продвижение.

Сейчас в студии делают ставку на технологию блокчейн — осваивают новые языки, на котором строится цепочка блоков. Профильных специалистов в нашем регионе нет, поэтому всё изучается самостоятельно. Команда видит будущее за продуктами, основанными на этой технологии. Сам же Эрнест недавно вышел из бизнеса и теперь занимает пост заместителя директора Мирзо-Улугбекского инновационного центра.

Qwerty.uz

Специализация: разработка и продвижение порталов, мобильных приложений, интернет-магазинов

Год основания: 2015

Вложения на старте: около $500

Вложение в продвижение: нет

Штат: 17 сотрудников


Фото: Qwerty.uz

Дмитрий Пономарев увлекался IT, сколько себя помнит — даже работая юристом в Москве, сам создавал для себя сайты и запускал на них рекламу. Вернувшись в Узбекистан, стал арт-директором — возглавил отдел разработок и рекламы в столичном маркетинговом агентстве и понял, что хочет заниматься этим самостоятельно.

Идею открыть собственную студию подал друг Родион Фадеев — и на старте команда состояла из двух учредителей и программиста в небольшом офисе на 15 квадратов. Позже, когда бизнес встал на ноги, к штату присоединились бывшие коллеги из агентства.

Поначалу компания рекламировала свои услуги, но после нескольких успешных проектов главными инструментами продвижения стали сарафанное радио и копирайт на разработанных продуктах.

«Работы на нашем рынке очень много. Когда я вернулся сюда в 2012 году, увидел, что рынок только зарождается, и решил, что лучше быть в топ-10 здесь, быть в тренде и развивать рынок, чем быть в топ-100 в России среди коллег по цеху, которых и так предостаточно», — считает Дмитрий.

За последние два года, по его словам, тенденции в сфере сильно изменились: люди всё больше времени проводят в смартфонах, по статистике, около 70−80% трафика приходит с мобильных устройств. Поэтому в некоторых проектах, которые сейчас на стадии обсуждения, даже не предусмотрен веб-интерфейс, на первый план выходят мобильные разработки, в том числе игры — команда готовит к запуску свою первую игру для смартфонов.


Фото: Qwerty.uz

Предпочтения заказчиков также меняются — в сторону упрощения:

«Чистый дизайн приветствуется больше, чем навороченный сайт со сложной анимацией и красивой графикой. Люди не любят напрягаться. И на самом деле в нашей сфере упрощать — очень сложно».

В Узбекистане, по словам Дмитрия, главным изменением стало расширение рынка в связи со сменой руководства страны в 2016-м. Рынок открывается, появился доступ к международным банковским картам, новые платежные системы, стало легче вести бизнес в электронной коммерции. Жить, работать и креативить стало проще.

Но чтобы развивать рынок и дальше, предстоит сделать еще многое, в первую очередь — увеличить скорость интернета до среднеевропейских показателей, причем во всех регионах Узбекистана:

«Самая активная аудитория у нас в Ташкенте, Ташкентской области, Самарканде и Бухаре, а мы хотим, чтобы у нас были клиенты по всей стране, чтобы у людей был доступ ко всем онлайн-услугам. Из-за низкой скорости интернета в Узбекистане пока недоступны некоторые технологии разработки, которые мы используем, когда работаем с заказчиками из России».

При этом самый больной вопрос для веб-студий в Узбекистане — поиск сотрудников: хорошие специалисты редко бывают свободны и стоят очень дорого. Так, в компании фронтенд-разработчики получают от 6 млн сумов, бэкенд-разработчики, дизайнеры и разработчики мобильных приложений — от 8 млн сумов. А если проект выполнен четко и в срок, сотрудники получают еще и процент от стоимости заказа.


Фото: Qwerty.uz

В условиях дефицита кадров компания выращивает специалистов самостоятельно: отбирает перспективных студентов технических колледжей и вузов на стажировку, заключает с ними ученические контракты, обучает и потом принимает на работу:

«За последний год из стажера в полноценного члена команды мы вырастили одного разработчика мобильных приложений и одного серьезного бэкенд-разработчика. Немного, но зато эти ребята заточены под нас».

Рук всё равно не хватает, приходится часть работы отдавать на аутсорс партнерам из Украины, а объявления о вакансиях не отключаются. Сейчас открыт набор стажеров по направлениям мобильной, бэкенд- и фронтенд-разработки, плюс нужно еще пять-шесть специалистов с опытом.

Кадры требуются, так как компания постоянно растет — штат уже расширился до 17 сотрудников, есть филиалы в Бухаре, в Самарканде, в Таразе (Казахстан) и Москве (Россия). Для масштабирования используются собственные средства, кредиты привлекались на определенном этапе для создания комфортных условий сотрудникам, например, покупки корпоративных автомобилей для топ-менеджмента.

В год выполняется около 50 заказов. В основном это крупные проекты: порталы, мобильные приложения, интернет-магазины с подключением CRM-систем и программ бухгалтерского учета.

Средние цены на создание сайтов-одностраничников и корпоративных веб-сайтов варьируются от 5 до 35 млн сумов. Стоимость разработки нестандартных решений, сложных порталов и мобильных приложений сильно зависит от объема технического задания и пожеланий заказчика.


Фото: Qwerty.uz

Основной сегмент клиентов — частный сектор в Узбекистане. На компании с государственным долевым участием приходится около 5% от всего объема заказов. Среди госучреждений больше всего проектов выполнено для Министерства юстиции и Министерства инновационного развития. По словам Дмитрия, работа с государственными заказчиками всегда закаляет, учитывая их условия и сроки:

«Как правило, госучреждения вносят только 15% предоплаты и получается так, что большую часть проекта мы оплачиваем самостоятельно. Бывают случаи, когда дедлайн сдвигается на более ранний срок, и наши специалисты работают в непривычном для себя режиме».

Также компания работает с заграничными клиентами, и это легче всего — практикуется четкая постановка задач, и коррективы до истечения контракта не вносятся:

«С местными же клиентами часто бывает, что изначальный макет проекта — один, а на выходе — другой. Изменение существующей работы — трудоемкий процесс в нашей сфере, а объяснить это довольно сложно. Зарубежные клиенты осознают, что изменения стоят дополнительного времени и расходов, и если хотят внести коррективы, выставляют новый контракт».

Дмитрий считает, что все эти недочеты в узбекском сегменте — временные: люди просто должны освоиться на рынке и поднабраться опыта.

Vektor Media

Специализация: интернет-магазины, мобильные и веб-приложения, техническое сопровождение, онлайн-продвижение

Год основания: 2015

Вложения на старте: около $1000

Вложения в продвижение: 2 млн сумов в месяц

Штат: 12 сотрудников


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Джавлон Тулкинов начинал с фриланса для нескольких веб-студий, а затем основал OOO Vektor Media Pro‎ — на старте было только два компьютера, два специалиста и огромное количество энтузиазма.

Компания позиционировала себя как доступный по цене веб-разработчик и первые заказы делала практически без прибыли, а иногда и в убыток — только чтобы наработать клиентскую базу и получить имя на рынке.

В 2017 году один из заказчиков, Абдураззок Абдукаюмов, был так впечатлен сотрудничеством, что решил инвестировать около $15 тыс. в развитие компании и стал партнером.

Так появилась возможность расширить команду до 12 сотрудников, купить новое оборудование и мебель и брать больше заказов: если на начальном этапе студия выполняла два-три проекта одновременно, то теперь — пять-семь.

Большинство клиентов приходят по рекомендации и работают с компанией на долгосрочной основе, что обеспечивает стабильный пакет заказов примерно на шесть месяцев вперед. Однако компания планирует расти, поэтому развивает клиентскую сеть — примерно 2 млн сумов в месяц отведено на продвижение. Планируется, что в этом году удастся получить первые ощутимые дивиденды.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Всего с момента старта выполнено более 100 проектов, в том числе для зарубежных клиентов из США, Франции, Чехии, Турции, Южной Корее, России, Казахстане и других стран. Заказывают как продукты для мобильной платформы, так и традиционные решения (веб-сайты и т. п.) — примерно поровну, однако Джавлон ожидает, что в этом году будут преобладать заказы на мобильную разработку.

Расценки на услуги, по словам Тулкинова, выше среднего, чтобы обеспечить баланс загрузки штата и потока клиентов. Так, разработка веб-сайта стоит в среднем от 7 млн сумов, веб-приложения — от 20 млн сумов, мобильного приложения — от 55 млн сумов.

На стоимость влияют такие факторы, как сложность, срочность и т. д. При этом маржа компании варьируется от 30% до 50% в зависимости от проекта, а основная статья расходов — это, конечно, зарплата сотрудников.

Основное количество заказов (80%) приносят частные компании, остальные 20% — государственные учреждения и зарубежных заказчиков. Работать с государственными заказчиками в Узбекистане довольно интересно, но и сложно:

«Дело в том, что зачастую решения принимают люди, далекие от технологий, оптимальных решений и инновационных подходов. На первое место обычно выдвигается минимальная цена и срок изготовления. Естественно, при таких условиях часто страдает качество».

Фото: Евгений Сорочин / Spot

Работа с иностранными клиентами была до недавнего времени осложнена чрезмерной бюрократией в банковском секторе — получение оплаты было долгим и мучительным процессом. Но в последнее время наблюдаются позитивные изменения, что, по мнению предпринимателя, будет способствовать интеграции нашего рынка разработчиков с рынками других стран.

Конечно, пока этот рынок в Узбекистане существенно уступает рынкам Европы, России или даже соседнего Казахстана — как в размерах, так и в разнообразии продуктов. Например, если в Узбекистане зарегистрировано около 65 тыс. доменных имен при населении в 33 млн человек, то в Казахстане — 140 тыс. при почти вдвое меньшем населении. В России же зарегистрировано 5 млн доменных имен. Статистика по мобильным приложениям во многом схожая.

Вместе с тем, по словам предпринимателя, сфера перспективна — спрос со стороны малого и среднего бизнеса постоянно растет и способен обеспечить заказами и тех, кто работает давно, и начинающие компании.

Тем, кто хочет делать бизнес на рынке мобильной и веб-разработки, Джавлон советует как минимум два года поработать в компании, специализирующейся в данной сфере:

«Это позволит набраться необходимого опыта и понять, как должна работать компания. После этого можно начинать планировать что-то свое».