В столице прошла ежегодная выставка банковско-финансовых услуг BankExpo 2019. Организатором мероприятия выступила Ассоциация банков Узбекистана. Spot выступил информационным партнером.

В этом году в программу мероприятий также вошли конференция, на которой обсуждались вопросы привлечения инвестиций в развитие Узбекистана, сессия Bank Talks и «Startup-инициативы».

Изменения, которые происходят в стране на протяжении последних нескольких лет, открыли для банков новые возможности. В частности, либерализация валютного рынка позволила расширить доступ к валютным ресурсам. Банки активнее привлекают иностранные инвестиции, что позволяет расширить финансирование местных компаний.

Кроме того, игроки рынка увидели огромный потенциал в сфере оказания розничных услуг физическим лицам. Это разворачивает борьбу за каждого клиента: банки стремятся предложить наилучшие условия, улучшить обслуживание, внедрять новые услуги и совершенствовать имеющиеся продукты.

Главная задача — сэкономить время клиента, минимизировав его походы в офис банка. Для этого банки переводят услуги на дистанционное обслуживание. Для многих стало нормой через мобильное приложение конвертировать валюту, открывать счета, вклады, подавать заявку на кредит.

Всё это говорит об общей тенденции перехода на цифровой банкинг. Пока до полноценной диджитализации банков еще далеко, но первые шаги уже сделаны.

Spot пообщался с участниками выставки и узнал, какие продукты и новые услуги банки представили клиентам.

Переводы в экзотической валюте

С конца прошлого года KDB Bank предоставляет уникальную услугу — денежные переводы в экзотической валюте, то есть в валюте, в которой не часто производятся переводы, например, индийская рупия, чешская крона или японская иена.

«Клиентам нет необходимости сумы конвертировать в доллары, а затем доллары в экзотическую валюту, как это обычно делают в других банках. Достаточно открыть счет в нашем банке и разместить на депозит деньги в национальной валюте. Дальше банк в кратчайшие сроки конвертирует в необходимую валюту и переведет деньги», — сказала начальник PR-отдела Дилором Акрамова.

Услуга создает удобства для тех, кто, к примеру, хочет получить образование за рубежом, а оплату за обучение необходимо осуществить в валюте той страны, в которой находится вуз.

Переводы «Золотая корона» на карты Visa

Другое упрощение процедур перевода денежных средств, только уже из-за рубежа в Узбекистан, готовят в банке «Ипак йули». В течение нескольких недель появится возможность зачислять международные денежные переводы «Золотая корона» на валютные карты Visa банка.

При осуществлении перевода отправитель указывает фамилию и имя получателя, страну и номер телефона. Как только приложение банка и платформа «Золотая корона» обнаружат соответствие номера телефона, указанного в переводе и приложении, клиент получает SMS-уведомление о поступлении перевода. В приложении получатель вводит код, полученный от отправителя, выбирает карту, на которую нужно зачислить деньги.

«Так как в настоящее время большой спрос остается на денежные переводы в иностранной валюте, пока реализовали проект с использованием карт Visa. Впоследствии хотим подключить карты национальных платежных систем», — сказал начальник управления розничного контроля Бахтиёр Алимов.

Переводы в два раза дешевле

InFinBank в ходе выставки объявил о снижении в два раза комиссии за перевод денег с карты на карту. Услуга доступна в новом приложении банка, где может зарегистрироваться любой держатель пластиковой карты Uzcard. К услуге подключены 22 из 29 действующих банка.

Комиссия за перевод с карты Uzcard любого банка на карты банков-партнеров составляет 0,5%, за транзакции между картами InFinBank взимается 0,3% от суммы.

«Так, на рынок мы вышли с предложением в два раза дешевле, чем у основных игроков (Payme и Click). Кроме того, с помощью приложения клиент может обменять деньги с абсолютно любой сумовой карты любого банка на свою карту Visa», — сказала директор департамента маркетинга Эльвира Гимадиева.

Многофункциональные банкоматы

По всей республике банк «Асака» установил 70 банкоматов, которые могут обслуживать как международные карты Masterсard, Maestro и UnionPay, так и Uzсard. Из них 40 банкоматов выполняют функцию наличного обмена валюты.

Это позволяет иностранным гражданам получить через банкомат как наличную иностранную валюту, так и автоматически конвертируемый сумовый эквивалент. Кроме того, данные устройства дают возможность держателям карт Uzсard пополнять счет наличными.

«Услугу по обслуживанию международных карт Masterсard, UnionPay, Maestro, а также Uzсard в одном устройстве запустили в декабре прошлого года. Этого нет ни у одного банка в Узбекистане. Скоро запустим в них платежи, и надобность в инфокиосках отпадет. Их функционал (оплата коммунальных услуг, услуг мобильных операторов, интернет-провайдеров и других) полностью будет выполнять банкомат», — сказал начальник департамента розничного бизнеса Бехзод Абдурахманов.

Удаленное обслуживание банкоматов

«Представьте ситуацию, когда из-за технической ошибки в банкомате застряла ваша карта. Чтобы ее извлечь, нужно связаться с банком, его сотрудник должен приехать на место, что занимает очень много времени. „Алокабанк“ приобрел 40 банкоматов немецкого производства, подключенных к 4G-модемам, которые помогут устранить эту проблему», — говорит представитель банка Зухриддин Рахманов.

Сейчас нет системы удаленного мониторинга банкоматов. Поэтому о неполадках или сбоях, например, о том, что в банкомате закончились наличные деньги, сообщают пользователи или сотрудники филиалов, в которых они установлены.

С внедрением новой системы банк сможет увеличить работоспособность устройств на 80%. Вся информация от банкоматов автоматически будет поступать в мониторинг-центр, в котором всего четыре сотрудника смогут удаленно обслуживать сеть банкоматов по всей республике. Это позволит оперативнее предоставлять услуги клиентам: для извлечения карты уже не нужно будет ждать приезда представителя банка, проблему решат удаленно в течение нескольких минут.

Фото: Динора Зияева / Spot

Карта рассрочки

Universalbank представил карту рассрочки Unired, которой можно расплатиться за товары в магазинах-партнерах. Пока их не так много (Fratelli Casa, Yoyo, Alvon, Arena Markaz и Xiaomi), но банк работает над расширением списка доступных для клиентов магазинов.

Для получения карты необходимо оставить на сайте онлайн-заявку. Минимальные требования: получение зарплаты не менее 1 млн сумов в течение шести месяцев. При этом все операции проходят онлайн.

«Для оформления карты не нужны лишние документы, например, справка о доходах. Только паспортные данные и зарплатная пластиковая карта любого банка. В первый раз клиент получит 2 млн сумов под 30% годовых. Если он потратит, к примеру, 1 млн сумов, то в течение полугода может перевести с зарплатной карты 1,1 млн. Тогда банк выделяет еще 1 млн сумов, на карте рассрочки в этом случает будет 3 млн. Так сумма может расти до 9 млн», — говорит менеджер по кредитам Нилуфар Мирниязова.

В перспективе банк намерен распространить использование карты и на другие продукты. Чтобы потребители могли использовать ее на любые нужды: снять деньги наличными, оплатить лечение.

Дистанционное кредитование

Возможность получить займ, не посещая офис, появилась также в «Агробанке» и InFinBank. В первом случае через приложение банка можно оформить микрозайм и получить до 1 млн сумов на 1 год с процентной ставкой 36% годовых. Услуга действует только для физических лиц, которые получают заработную плату на карту «Агробанка». Оформление кредита и получение средств на счет займет три минуты, утверждают представители банка.

«Единственное требование к заемщику — карта должна быть активной, то есть по ней должны проходить операции за последние три месяца. В будущем планируем запустить услугу для всех держателей карт», — говорит пресс-секретарь Санобар Умарова.

В InFinBank оформить кредит не выходя из дома можно будет в ближайшие дни. Для этого нужно быть клиентом банка. Без предоставления документов и залога можно будет получить до 8 млн сумов с процентной ставкой от 24% на 12 месяцев. Требования — трудовой стаж от шести месяцев и удовлетворительное финансовое состояние.

Кредитный конвейер

Для выдачи кредита в кратчайшие сроки «Узпромстройбанк» внедряет кредитный конвейер. Это система, которая полностью исключает участие человека в процессе принятия решения о предоставлении денежных средств.

Потенциальный заемщик подает заявку в режиме онлайн, система автоматически с помощью скоринга рассчитывает его возможности на основе данных, представленных в минимальном объеме документов. Система при принятии решения учитывает многие параметры, вплоть до того, семейный человек или нет, как часто выезжает за границу.

«Клиент сможет получить кредит не за два-три дня, а за два-три часа. Сотрудник банка только вводит данные и предоставляет договор для подписания. Всю остальную работу делает программа», — говорит главный специалист департамента информационных технологий Владимир Краснов.

Бесконтактные платежи

Uzcard заключила соглашение с сетью супермаркетов korzinka.uz. В ближайшее время в ней появятся PIN Pad, которые позволят оплатить покупки, приложив карту к устройству. Uzсard тестировала 50 таких аппаратов на протяжении трех месяцев.


Фото: Динора Зияева / Spot

С завершением апробационных работ устройства смогут покупать банки и предоставлять владельцам торговых точек. PIN Pad прилагается к основному терминалу и устанавливается в удобном для покупателя месте. Платеж проходит без ввода пин-кода, клиенту достаточно лишь приложить карту к устройству, деньги будут сняты со счета. Ограничений по сумме бесконтактной оплаты не будет.

На сегодняшний день технологией NFC, которая позволяет бесконтактно оплачивать покупки, оснащены кобейджинговые карты Uzсard, а также международные карты.

Первые карты Humo

В «Кишлок курилиш банке» сообщили о выпуске первых карт новой платежной системы Humo. По словам представителя банка, на первом этапе в Ташкенте для этих карт будут устанавливаться специальные терминалы. В дальнейшем ее планируют интегрировать с другими платежными системами.