Министерство занятости и трудовых отношений разрабатывает проект новой редакции Трудового кодекса, сообщили Spot в ведомстве.

Что не так с действующим законом

Действующий Закон «О занятости», принятый 20 лет назад, не является законом прямого действия. Он содержит: устаревшие (например статья 20 «Координационные комитеты»), не применяемые на практике (в частности, компенсация затрат при переезде на работу в другую местность), сложные для реализации (статья 34 «Прекращение, приостановка выплаты и сокращение размера пособия по безработице»).

Также он не отражает не в полной мере отражает современные реалии и особенно будущее занятости населения.

Так, в документе отсутствуют нормы, предусматривающие обеспечение занятости населения со стороны негосударственных, частных структур, а также путем развития и регулирования внешней трудовой миграции.

И, наконец, действующий закон не включает новые эффективные формы организации трудоустройства населения, такие как дистанционная работа, коворкинг-центры, вовлечение в предпринимательскую деятельность, использование цифровых технологий при оказании услуг по трудоустройству.

Главная особенность новой редакции Закона «О занятости»

В проекте новой редакции закон носит характер прямого действия.

Он концентрирует правовые нормы, предусмотренные в 3 законах, 12 указах и постановлениях президента, более 40 нормативных актах, принятых Кабинетом Министров по вопросам занятости, регулирования рынка труда, организации трудовой миграции, и состоит из 11 глав и 147 статей, объединенных в своеобразный кодекс законодательства о занятости населения.

Как новая норма отражен понятийный аппарат определений, используемых в практике обеспечения занятости и регулирования трудовой миграции, в том числе такие как: «рынок труда», «рабочее место», «трудовая миграция», «государственный заказ на создание рабочих мест».

Пересмотрены, дополнены и расширены полномочия в реализации государственной политики занятости, разработке и осуществлении программ трудоустройства населения, создания рабочих мест.

Частные агентства

Отдельными нормами включены вопросы участия частных агентств занятости (оказание четырех видов услуг по подбору кадров, трудоустройству, в том числе за рубежом) и различных новых фондов (фонд стимулирования создания новых рабочих мест, фонд общественных работ, фонд поддержки и развития предпринимательской деятельности, фонд поддержки фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель, фонд финансирования программ микрокредитования, фонд поддержки и защиты прав трудовых мигрантов).

Трудоустройство за рубежом

Специальной, отдельной главой отражен весь комплекс вопросов, связанных с трудовой деятельностью граждан Узбекистана за рубежом, в том числе:

  • порядок трудовой деятельности за рубежом;
  • формирование полноценной базы данных о трудовых мигрантах;
  • предвыездная подготовка трудовых мигрантов;
  • мониторинг занятости трудовых мигрантов за рубежом;
  • материальная и социальная защита граждан, работающих за рубежом.

Новые направления занятости

В проекте новой редакции приведены такие новые, современные и перспективные направления, как:

  • национальная система оценки квалификации, развития профессиональных навыков;
  • единая национальная система труда, включающая электронный учет трудового стажа, трудовых книжек;

Внедрение этих эффективных направлений является необходимым условием обеспечения занятости населения, так как позволяет определять требования при приеме на работу; оценивать, аттестовывать, повышать квалификацию занятых работников; формировать и получать полноценную информацию о рынке труда, что особенно важно в условиях цифровой экономики и осуществления действенных мер по регулированию занятости и трудовой миграции.

Безработные

Переработаны и упрощены порядок и условия признания безработным, социальные гарантии и компенсации при безработице, детально и без отсылочных норм изложены порядок учета и регистрации незанятых, лиц, активно ищущих работу, размеры, условия назначения и выплаты пособий по безработице и другое.

Зарубежный опыт

Проект соответствует:

  • ратифицированной Узбекистаном Конвенции МОТ №122 о политике в области занятости;
  • глобальному пакту о рабочих местах;
  • резолюции о занятости и социальной защите в новом демографическом контексте, принятой на 102-й сессии МКТ в 2013 году;
  • приемлемому опыту и законодательству о занятости зарубежных стран (в том числе стран СНГ, отдельных стран Восточной и Центральной Европы, Азии и Америки).

Ознакомиться с проектом новой редакции закона можно в Telegram-канале Минтруда.

Ранее Spot писал, что Минтруда готовит новую редакцию Трудового кодекса и рассмотрел главные изменения.