Узбекистан приветствует ситуацию, когда мировые державы конкурируют между собой за инвестиции в страну, сообщил изданию Financial Times министр иностранных дел Абдулазиз Камилов.

Россия вкладывается в энергетику Узбекистана, является крупнейшим драйвером развития нефтегазовой отрасли и строит здесь атомную электростанцию.

Китай уже давно выступает основным торговым партнером республики как в плане экспорта, так и импорта. К тому же на подходе инициатива «Один пояс, один путь», где Узбекистану уделено важное место.

США наращивают сотрудничество в гуманитарной и военной областях, а есть еще Европейский банк реконструкции и развития, который активно участвует в создании инфраструктуры в Узбекистане.

«Если они конкурируют с точки зрения того, кто принесет [в Узбекистан] больше инвестиций, мы, безусловно, приветствуем это. Но если они попытаются усилить свои военные и политические амбиции… мы не хотели бы быть ближе к одному полюсу и держаться на расстоянии от другого», — сказал Камилов.

Именно поэтому Узбекистан делает ставку на сближении стран Центральной Азии. Создаваемая единая туристская виза, так называемый азиатский шенген, является частью долгосрочной стратегии по открытию границ между Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном, Туркменистаном и Узбекистаном.

Интеграция в регионе необходима еще и потому, что здесь плохо развита международная торговля, что отрицательно сказывается на всей торговой инфраструктуре.

Согласно ежегодному Индексу эффективности логистики Всемирного банка, страны Центральной Азии занимают от 71-го до 134-го места в мире. Это очень низкие показатели:

«Отправка груза из Польши в Шанхай происходит быстрее, чем из одной центральноазиатской страны в другую», — сказала Лилия Бурунчук, директор по центральноазиатскому региону Всемирного банка.

Эксперты сходятся во мнении, что потенциал региона намного выше нынешних показателей. Упрощение процедур торговли может увеличить экономический рост почти на 1% в год и увеличить объемы экспорта на 3−5%.

Работы по созданию инфраструктуры региона продолжаются. Узбекистан и Кыргызстан работают с Китаем над железнодорожным проектом, связывающим Азию с Европой.

При финансовой помощи США Узбекистан также участвует в трансафганском сообщении, которое может открыть железнодорожный коридор в порты Персидского залива и Индийского океана. Это сократит время до ближайшего порта с 20 дней до двух.

Соединение железной дороги Узбекистана и Китая через Кыргызстан позволит установить прямой путь из китайского Нанкина в немецкий Дуйсбург через Узбекистан.

Ожидается, что это возродит то, что раньше было силой Центральной Азии, когда она была центром Шелкового пути, соединявшего Европу и Дальний Восток.