В начале июня вступает в силу Закон «О государственно-частном партнерстве» (ГЧП).

Узбекистан шел к этому порядка двух лет. До принятия закона ГЧП в фармацевтике, дорожном движении, энергетике, архитектуре, дошкольном образовании регулировали 10 подзаконных актов. Например, только в прошлом году подписано около тысячи соглашений по созданию детских садов на основе ГЧП.

В октябре 2018 года при Министерстве финансов создано Агентство по развитию государственно-частного партнерства. Директор агентства Голиб Холжигитов специально для Spot рассказал о рисках и преимуществах партнерства государства и частного сектора, а также на примере аэропортов показал, каких результатов можно добиться благодаря ГЧП.

Голиб Холжигитов

Директор Агентства по развитию государственно-частного партнерства, заместитель министра финансов

Привлечение иностранных инвестиций и улучшение инвестиционного климата — основное направление проводимых в Узбекистане реформ.

Одно из наиболее эффективных направлений развития экономики и обеспечения устойчивого роста — сотрудничество государства и бизнеса.

В силу своих ограниченных инвестиционных и управленческих возможностей государству приходится всё чаще обращаться к частному сектору в поиске возможного сотрудничества, при котором предоставление важных общественных услуг осуществляется со стороны частных партнеров.

Сотрудничество государства и частного сектора может принимать разные формы, среди которых наибольший интерес представляет государственно-частное партнерство.

Несмотря на сложность данного взаимоотношения, правильно поставленная работа, как показывает опыт многих стран, приводит к серьезному толчку в росте экономике и ее конкурентоспособности.

Что такое ГЧП

Государственно-частное партнерство — долгосрочное взаимовыгодное соглашение, целью которого является привлечение частных инвестиций и внедрение передового опыта управления в сферу государственных услуг. При этом все риски, включая финансовые, берет на себя частный сектор, а государство сохраняет рычаги воздействия.

В ГЧП вклад государства обязательно должен сопровождаться получением взамен определенных обязательств со стороны частного сектора. В договоре должны быть четко указаны обязательства сторон, в том числе по показателям эффективности (KPI).

Соглашение охватывает все этапы реализации проекта: начиная от финансирования, заканчивая эксплуатацией и обслуживанием.

Следует отметить преимущества государственно-частного партнерства:

  • Доступ к частным инвестициям.
  • Улучшение качества государственных услуг.
  • Своевременный и эффективный подход к реализации проектов.
  • Отсутствие проектного перерасхода стоимости проекта.
  • Ускорение развития инфраструктуры.
  • Плата осуществляется после начала эксплуатации.
  • Продвижение инноваций, ноу-хау и технологий.
  • Повышение экспертизы и профессионального уровня местных кадров.
  • Разделение риска с частным сектором.
  • Уменьшение использования бюджетных средств.
  • Современная система управления.
  • Снижение стоимости проекта в процессе тендера (до 50%).


Процент превышения сроков реализации проекта (справа) и перерасхода средств (слева) в рамках ГЧП (голубой цвет) и при традиционных госзакупках (синий цвет)

Несмотря на явные преимущества подобного инструмента, многие государственные органы не с особым энтузиазмом относятся к ГЧП. В первую очередь это связано с тем, что немногим госслужащим нравятся перемены. Это психология и менталитет не только чиновников, но и существующих государственных институтов в целом.

Вторая причина кроется в несоответствии ожиданий в отношении ГЧП. Как я уже говорил, государственно-частное партнерство является самым сложным механизмом реализации проектов. Так как от начала разработки концепции проекта до подписания контракта может уйти до 18 месяцев.

Такие сроки требуются для того, чтобы предотвратить низкокачественную оценку (due-diligence) проекта долгосрочного сотрудничества (до 50 лет), которая может привести к раннему расторжению контракта или ко многим незапланированным расходам со стороны государства.

Кроме того, наличие институциональных интересов и передача ресурсов незнакомому частному партнеру на первый взгляд создает восприятие потери контроля.

Но на самом деле государственные органы, наоборот, посредством ГЧП устанавливают жесткие целевые показатели (KPI), несоблюдение которых приводит к наложению штрафных санкций на частного партнера.

Именно этот фактор мотивирует бизнес к обеспечению высокого качества общественных услуг и тем самым к повышению уровня жизни и комфорта для населения.

Наиболее привлекательные сферы для ГЧП

Это транспорт, энергетика и социальная сфера. Среди них именно транспорт, в частности, аэропорты — самый привлекательный актив с точки зрения иностранных инвестиций.

Аэропорты обеспечивают доступ и связь с региональными, национальными и международными рынками. Это делает инвестиции в существующую или новую инфраструктуру аэропортов важной для экономического развития страны.

Традиционно аэропорты являлись собственностью, управлялись и эксплуатировались государством, но в последнее время мировой тренд идет в сторону вовлечения частного сектора с разной степенью собственности и ответственности, включая использование моделей ГЧП.

Аэропорты — естественный объект для реализации проектов государственно-частного партнерства, так как:

  • их строительство требует значительных инвестиций и опыта;
  • после завершения строительства они способны приносить устойчивую выручку вследствие разнообразных потенциальных источников дохода и сравнительно небольшой зависимости от колебаний экономики (в отличие от авиаперевозчиков и иных участников авиационного бизнеса);
  • они являются инфраструктурными объектами, наличие которых имеет большое значение для национальной экономики и для общества в целом, особенно для стран, где туризм является стратегическим направлением.

Какие риски берет на себя частный сектор?

В ГЧП основной риск берет на себя частный партнер, потому как именно он имеет наибольший опыт в управлении подобными проектами.

Так как проектные риски умело управляются частным сектором, эти риски не отражаются в высокой стоимости капитала (дисконтная ставка), что увеличивает приведенную стоимость свободных денежных потоков проекта.

Основными рисками для частного партнера в участии модернизации и управлении аэропортов являются рыночный риск (то есть риск спроса), финансовый риск (неплатежеспособность), операционный и строительный риск (риск по срокам и затратам).

Распределение рисков


За последние 20 лет при реализации 134 проектов в аэропортах всего мира самой популярной формой было ГЧП. Из $30 млрд, инвестированных в аэропорты, $18 млрд, или 60% были реализованы посредством государственно-частного партнерства.

Среди успешно реализованных проектов ГЧП можно назвать ведущие мировые аэропорты — George Bush Intercontinental в Хьюстоне (США), Суварнабхуми в Бангкоке (Таиланд), аэропорт Копенгагена (Дания).

При этом аэропорт George Bush Intercontinental считается одним из лучших в США. Он занимает 4-е место в стране по загруженности и 8-е место по перевозкам, 11-е место в мире.

Строительство нового терминала данного аэропорта представляет собой сотрудничество государства и частного капитала. Компания Continental вложила около $300 млн в его строительство.

Еще один уникальный пример ГЧП — международный аэропорт Куала-Лумпур, полностью компьютеризованный. Он был построен в 1998 году и до сих пор считается одним из самых современных сооружений подобного назначения.

За счет применения механизма ГЧП пропускная способность аэропорта увеличились до 130 млн пассажиров в год, а грузооборот — до 3 млн тонн.

Один из последних успешных примеров ГЧП — строительство и модернизация международного аэропорта им. Королевы Алии в Иордании, строительство которого началось спустя 15 месяцев после его инициализации. Частные инвестиции в проект составили $675 млн. Его реализация приносит государству 55% от валовой выручки от деятельности аэропорта, то есть $200 млн ежегодно.

В процессе реализации проекта в рамках ГЧП было создано 23 тыс. рабочих мест. Проект был реализован при содействии Международной финансовой корпорации, группы Всемирного банка.

Варианты государственно-частного партнерства в аэропортах


Сотрудничество в формате ГЧП позволяет авиакомпаниям и операторам аэропортов постоянно увеличивать пассажиропотоки, развивать маршрутную сеть, улучшать качество обслуживания пассажиров.

Также возникают возможности для развития неавиационного бизнеса, что в конечном счете способствует увеличению доходов. Клиентам становится доступен более широкий выбор маршрутов и цен на билеты.

Благодаря ГЧП возрастает конкурентность авиационного бизнеса (за счет развития конкуренции как между авиаперевозчиками, так и между аэропортами), что приводит к снижению тарифов на авиаперевозки и аэропортовых сборов.

Таким образом, за счет применения механизма ГЧП государство строит эффективную современную структуру управления аэропортами, повышает требования к безопасности и сервису, способствует развитию регионов.

Как это применимо к Узбекистану?

По данным Международной финансовой корпорации, до 2040 года ожидается рост объема воздушного движения в мире почти в пять раз — до 18,4 млрд пассажиров. При этом инвесторы, скорее всего, больше интереса будут проявлять к развивающимся рынкам.

Ожидается, что на развивающихся рынка доходность будет выше, чем на развитых (рост перевозок в 2015—2019 годах составил 5,1%, 6,3% и 6,8% в Африке, Азиатско-Тихоокеанском регионе и на Ближнем Востоке соответственно, против 4,7% в среднем в мире).


За ходом реформ и потенциальными инвестиционными возможностями в сфере авиации Узбекистана пристально следят крупнейшие операторы и строительные компании, специализирующиеся на аэропортах.

Привлечение прямых иностранных инвестиций и внедрение современных методов управления активами авиационного сектора увеличит пассажиропоток, повысит качество обслуживания и даст существенный толчок развитию туризма и других секторов экономики.

Вход качественного капитала и управления также имеет так называемый spillover effects («эффект перелива» — Spot), когда положительный опыт быстро внедряется в сопряженные отрасли и сферы экономики в целом.

В авиационном секторе Узбекистана происходят существенные реформы, осуществляется процесс разделения деятельности на три основные направления — аэронавигация, управление аэропортами и авиалинии.

ГЧП как раз наиболее эффективно срабатывает в тех сферах, где происходят существенные реформы, так как в период перемен легче всего внедрять другие дополнительные нововведения.

Постановлением президента утверждены проекты ГЧП на 2019 год. В перечне не только проработка проектов модернизации и эксплуатации аэропортов. Это был лишь один пример.

На сегодняшний день в перечень входят более 10 проектов в различных отраслях на сумму в $1,7 млрд. Надеемся, системная работа по реализации проектов в рамках государственно-частного партнерства внесет существенный вклад в развитии экономики страны.