Узбекистану надо зазывать в страну всех иностранцев, а не только соотечественников, считает Шерзод Эралиев, научный сотрудник Александровского института при Хельсинкском университете (Финляндия).
В настоящее время Эралиев является приглашенным ученым в Программе Центральной Азии Университета Джорджа Вашингтона в рамках программы стипендий «Новые голоса из Узбекистана».
В своей статье для The Diplomat он пишет, что более 70% из примерно 28 млн высококвалифицированных мигрантов иностранного происхождения в странах ОЭСР живут в четырех англоязычных странах — Соединенных Штатах, Великобритании, Канаде и Австралии.
По мере того, как усиливается борьба за таланты среди развитых стран, развивающиеся страны вроде Узбекистана сталкиваются с реальностью «утечки мозгов» — бегства лучших и самых ярких людей на другие рынки.
Это понимают и власти страны, считает Эралиев. Ведь Шавкат Мирзиёев еще в 2017 году во время визита в США пригласил соотечественников в страну, пообещав поддержку и всестороннее стимулирование.
«Официальной статистики о том, сколько людей, родившихся в Узбекистане, в настоящее время проживает за границей, нет, но многие аналитики считают, что это число составляет несколько миллионов», — пишет Эралиев.
Только в 2018 году более 1,5 млн узбекистанцев указали работу в качестве цели посещения при въезде в Россию. Хотя большинство из них являются трудовыми мигрантами, занятыми на низкоквалифицированных работах, за границей по-прежнему работают тысячи выходцев из Узбекистана, которые получили дополнительное образование и заняты высококвалифицированной работой.
Одним из первых шагов на пути возвращения кадров в страну стало создание экспертного совета «Буюк Келажак» в мае 2018 года. В совет входят почти 300 экспертов родом из Узбекистана, которые живут в большинстве развитых стран и работают в самых разных областях, включая юриспруденцию, финансы, медицину, управление и науку.
Также создан Фонд «Эль-Юрт-Умиди» для подготовки специалистов за рубежом и ведения диалога с экспатриантами. В то же время правительство приняло концептуальный документ, в котором, в частности, была объявлена цель «привлечение соотечественников из числа высококвалифицированных специалистов для работы в государственных организациях».
В прошлом году несколько соотечественников вернулись в Узбекистан и заняли различные посты. В их числе Атабек Назиров, глава недавно созданного Агентства рынков капитала, и Одилбек Исаков, советник министра финансов, опыт которого особенно пригодился при выпуске евробондов.
В этот список также входят глава свободной экономической зоны Навои, заместители председателей нескольких контролируемых государством банков и многие другие. Большинство из этих людей вернулись в Узбекистан через «Буюк Келажак».
«Несмотря на все усилия и относительные успехи по возвращению соотечественников, многие из них не спешат возвращаться в страну», — пишет Эралиев.
По его словам, после разговоров с двумя десятками высококвалифицированных выходцев из Узбекистана, некоторые из которых уже вернулись в страну, становится ясно, что имеются разные мнения касательно ситуации.
Для тех, кто вернулся, решающими факторами стали патриотизм, чувство принадлежности, прагматизм и большие возможности.
В то же время широко распространенная бюрократия в старом стиле, коррупция, отсутствие реальных экономических и политических реформ (в том числе отсутствие реформ государственного управления) и низкий уровень жизни были основными факторами, на которые указали те, кто не хочет возвращаться.
Люди в этой категории выразили надежду, что правительство ускорит реальные экономические и политические реформы и что уровень бюрократии скоро снизится.
Один из способов, которым Узбекистан мог бы побудить своих граждан вернуться, это принять закон о государственных услугах и ускорить реформы государственного управления, которые, среди прочего, будут направлены на уменьшение раздутой бюрократии, содействие меритократии и борьбу с коррупцией.
«В случае успеха эти реформы могут также помочь создать равные возможности и уменьшить масштабы дальнейшей утечки мозгов», — считает Эралиев.
Можно утверждать, пишет он, что Узбекистан должен сосредоточиться на всех иностранцах высокой квалификации, а не только на соотечественниках. Страны могут самостоятельно развивать квалифицированные кадры за счет инвестиций в образование, но есть более быстрый путь: набирать из-за рубежа.
Узбекистан уже ослабил барьеры и ввел стимулы для привлечения иностранных специалистов. Однако, за исключением нескольких советников различных министров и контролируемых государством компаний, это еще не приобрело систематический характер.
Высококвалифицированные мигранты являются важным средством стимулирования экономического роста и инноваций как в развитых, так и в развивающихся странах.
Чтобы превратить «утечку мозгов» в «завоевание мозгов», Узбекистану необходимо сосредоточиться на ускорении темпов экономических и институциональных реформ.
В то же время следует поощрять и расширять конкретные стимулы для привлечения высококвалифицированных специалистов независимо от места их рождения, подытоживает Эралиев.