Сегодня банковская сфера Узбекистана испытывает огромную потребность в специализированном оборудовании, в частности в современных банкоматах. По статистике, на данный момент в стране работает чуть больше 1 тыс. подобных терминалов, то есть на одно устройство приходится 32 тыс. жителей страны, не считая туристов и сезонных рабочих. Для сравнения в Европе это соотношение в среднем 1 к 2 тыс.

Неудивительно, что представители кредитных организаций вместе с операторами процессинговых услуг проводят активную политику по закупке банкоматов. Последний крупный тендер на 1 тыс. банкоматов был объявлен в прошлом месяце.

Ни у кого из участников рынка нет сомнений в том, что за несколько лет Узбекистан догонит соседние страны по количеству терминалов на душу населения, однако не менее важным вопросом является то, какими будут эти банкоматы.

От отделений к компактным пунктам самообслуживания

Банки Узбекистана имеют прекрасную возможность оказаться в тренде банковских изменений, происходящих в мире на протяжении последних лет. Речь идет не только о развитии дистанционного банковского обслуживания, предложения нового типа финансовых услуг, но и о трансформации банковских отделений.

Значительная часть процессов в современных банковских офисах автоматизирована. В частности, все операции с наличными деньгами и платежами по карте вынесены на специализированные устройства самообслуживания. Это позволяет банкам отказаться от традиционных расчетных касс и работы операционистов, задействовать банковских консультантов, способных в формате личного общения рассказать о пользе банковских продуктов.

Некоторые банки идут дальше и вовсе отказываются от банковских отделений. Концепция хоть и достаточно радикальная, но уже доказала свою жизнеспособность в Европе и в России. Пример банка «Тинькофф» может стать хорошим ориентиром для кредитных организаций Узбекистана.

Для реализации концепции полноценного банковского самообслуживания терминалы должны отличаться высочайшим уровнем надежности, также на терминалах должен быть обеспечен достаточно широкий набор функций. Кроме стандартных снятия и депозита средств, банковские клиенты активно используют банкоматы для осуществления платежей, переводов, обмена валют. К счастью, банки Узбекистана за короткий срок весьма преуспели в этом вопросе. Сразу несколько крупных кредитных организаций внедрили возможность обмена валюты через сеть своих терминалов. Например, банк «Ипак Йули» реализовал эту функцию для парка в 200 банкоматов. Этот проект был представлен на международной конференции The Europe Cash Cycle Seminar в Тбилиси и получил высокие оценки делегатов со всей Европы.

Мобильные технологии и банкоматы

Другим технологическим трендом в развитии канала самообслуживания является его органичная интеграция с другими каналами, например, с мобильным банком. Создание бесшовного банковского обслуживания — то, над чем бьются лучшие умы сферы банковских технологий.

Возможность начинать формирование транзакции на телефоне, а завершать на банкомате, позволяет существенно упростить снятие и внесение средств, а также совершение других ежедневных операций. При этом мобильное устройство выполняет роль надежного инструмента авторизации, даже если клиент не взял с собой карту.

«Население Узбекистана очень молодое. Большая часть молодежи либо уже активно использует современные мобильные технологии, либо освоит их в ближайшее время. Этому, конечно, должно поспособствовать развитие телекоммуникационной инфраструктуры и повышение скорости мобильного интернета. В связи с этим становится понятна стратегия банков по развитию мобильных сервисов. Наша же задача как поставщика банковских решений связать банкоматную сеть и мобильный банкинг в единую среду», — говорит Антон Валинчус, директор BS/2 Uzbekistan.

Подобные решения будут стимулировать жителей Узбекистана чаще пользоваться мобильным банком, а кредитные организации — постоянно развивать свои продукты и более точно использовать данные клиентов. Например, отказ от традиционных чеков по совершенной операции в пользу электронных (высылаемых на телефон или электронную почту) позволяет банку постоянно актуализировать собственную базу контактов.

Брэндинг и имидж банка

Хотя банкоматы и выполняют достаточно утилитарную функцию обеспечения доступа людей к различным финансовым услугам, их внешний вид и опыт пользователей в условиях высокой конкуренции на рынке играют все большую роль. Банки Узбекистана начинают тратить все больше средств на развитие собственных брендов, особенно на фоне того, что в страну приходят иностранные кредитные организации, куда более искушенные в этом вопросе.

Как театр начинается с вешалки, так и банк для многих клиентов начинается с банкомата. Важно, чтобы устройства самообслуживания были современными и вызывали у простых пользователей доверие. Именно поэтому мировые производители банкоматов стараются активно развивать линейку своих терминалов на основе современного и эргономичного дизайна.


На днях мировой лидер в мире банковских технологий Diebold Nixdorf представил обновленную линейку своих терминалов, состоящую сразу из 7 моделей. Презентация произвела настоящий фурор во многом из-за инновационного внешнего вида банкоматов. В банки данные устройства могут попасть уже в 2020 году. В Узбекистане, где оборудование Diebold Nixdorf успело себя зарекомендовать, они тоже могут появиться в течение нескольких лет.

Процесс создания уникального и узнаваемого бренда связан не только с обновлением внешнего вида банкоматов, но и с оформлением пользовательских интерфейсов устройств. Использование устройств самообслуживания в качестве своеобразной рекламной площадки для банковских продуктов — идея не новая. Однако для успешной ее реализации команде маркетологов, команде по развитию бизнеса и технической службе требуется проделать много работы. Для экономии ресурсов крайне желательно использовать современные программные решения, которые становятся все более и более популярны среди банков в центрально-азиатском регионе. Словом, борьба за клиента пришла и сюда.

Таковы на сегодняшний день тенденции развития канала банковского самообслуживания с использованием банкоматов в Узбекистане. Оптимизм вызывает тот факт, что работа по многим направлениям местными банками ведется не только на словах, но и на деле.

Компания BS/2 занимается поставкой банковских решений и обеспечением сервисного обслуживания специализированного оборудования в 14 странах мира. На рынке Узбекистана она представлена дочерней компанией BS/2 Uzbekistan (ИП ООО «BS2 ТАШКЕНТ»), сотрудники которой обеспечивают развитие инфраструктуры самообслуживания для банков страны.

На правах рекламы.