В Узбекистане с 1 января 2021 года начнут поэтапно внедрять обязательное медицинское страхование, но это невозможно сделать без принятия документа, который будет регулировать правовые основы, механизмы, этапы, права, обязанности, источники финансирования и другие моменты.

Министерство здравоохранения 2 июля вынесло на обсуждение законопроект «Об обязательном медицинском страховании». В пояснительной записке говорится, что проект разработан исходя из проведенного анализа законодательных актов зарубежных стран, а также технико-экономического обоснования мероприятий по внедрению обязательного медицинского страхования. Состоит из 5 глав, объединяющих 42 статей.

Глава 1 посвящена общим положениям, а именно целям закона и его сфере действия, определению законодательства об обязательном медицинском страховании. Определены основные понятия, используемые в законе, цели, задачи и основные принципы обязательного медицинского страхования.

В сферу действия закона входят застрахованные лица, имеющие право на получение медицинских услуг в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и обязательного медицинского страхования; предприятия, организации, учреждения, индивидуальные предприниматели, являющиеся работодателями, поставщики медицинских услуг, Фонд обязательного медицинского страхования, иные органы государственной власти и управления, а также иные лица, осуществляющие деятельность в сфере обязательного медицинского страхования.

В главе 2 определен состав субъектов и участников обязательного медицинского страхования, а также установлены их права и обязанности.

К субъектам обязательного медицинского страхования отнесены застрахованные лица, плательщики, Фонд обязательного медицинского страхования. При этом к застрахованным лицами отнесены:

  • граждане Узбекистана;
  • постоянно проживающие в Узбекистане иностранные граждане и лица без гражданства, а также приравненные к ним лица;
  • иностранные инвесторы, получившие въездную «инвестиционную визу» в Узбекистан, а также их родители, супруги и дети.

В отдельных статьях определены права застрахованных лиц.

Глава 3 определяет порядок аккумулирования средств обязательного медицинского страхования. В частности, определен состав бюджета Фонда обязательного медицинского страхования, в который войдут:

  • средства Государственного бюджета, выделяемые на покрытие расходов по обеспечению населения гарантированным объемом бесплатной медицинской помощи;
  • обязательные сборы на обязательное медицинское страхование, вносимые плательщики как самостоятельно, так и через платежных агентов;
  • добровольные взносы на обязательное медицинское страхование, вносимые плательщиками;
  • обязательные налоги и сборы, устанавливаемые государством для поддержания обязательного медицинского страхования;
  • иные источники, не запрещенные законодательством.

В главе 4 определен порядок оказания медицинских услуг в сфере обязательного медицинского страхования, с закреплением прав застрахованных лиц на выбор поставщика медицинских услуг, процедуры перенаправления застрахованных лиц к другому поставщику, права на получение вторичного мнения, основные правила ведения учета застрахованных лиц, осуществления сооплат и конфиденциальности информации.

Глава 5 «Заключительные положения» включает статьи, посвященные ответственности за нарушение законодательства об обязательном медицинском страховании и порядку разрешения споров в сфере обязательного медицинского страхования, приведения законодательства в соответствие с разработанным законом и сроку вступления закона в силу.

В процессе подготовки законопроекта изучен опыт Сингапура, Южной Кореи, Японии, Франции, Германии, Эстонии, Норвегии, Латвии, Турции, России, Азербайджана, Казахстана и других. При подготовке проекта были привлечены местные и зарубежные эксперты, в том числе со стороны Всемирной организации здравоохранения. Проект закона был обсужден с представителями заинтересованных министерств и ведомств и получены положительные оценки по проекту.

Ожидаемые результаты

Утверждение закона позволит:

  • реформировать систему финансирования здравоохранения;
  • усовершенствовать порядок определение объемов гарантированной государством бесплатной медицинской помощи;
  • внедрить системы оплаты медицинских услуг за «пролеченный случай» по клинико-затратным группам и новых механизмов подушевого финансирования,
  • поэтапно внедрить обязательное медицинское страхование;
  • развить частное здравоохранение, государственно-частное партнерство;
  • улучшить конкурентную среду для широкого привлечения инвестиций в сферу здравоохранения.

Подробнее ознакомиться с законопроектом, внести в него свои предложения и замечания можно до 17 июля.