Как ранее писал Spot, в Узбекистане создадут аналог российской системы «ЭРА-ГЛОНАСС».

Это стало возможным после того, как в начале октября российская компания АО «ГЛОНАСС» и отечественная компания SmartGeo подписали меморандум о сотрудничестве по развитию навигационно-информационных технологий в транспортной сфере.

В SmartGeo рассказали, какие новые перспективы открывает Узбекистану это сотрудничество.

Улугбек Байдадаев

руководитель SmartGeo.

За пять лет совокупные потери экономики Узбекистана от дорожно-транспортных происшествий составили около 60 трлн сумов, тогда как в России уже более 4 лет система «ЭРА-ГЛОНАСС» спасает жизни, пострадавших в ДТП.

Время доведения информации о местоположении попавшего в аварию автомобиля и обстоятельства происшествия до служб экстренного реагирования не превышает 20 секунд.

«Самый главный эффект для нашей страны — это сохранение жизни и здоровья наших граждан. Человеческая жизнь бесценна по определению. Но если попробовать посчитать, сколько государство вкладывает в каждого человека, то станут ясны экономические потери, которые государство понесет в случае его нетрудоспособности или смерти. Для этого в экономике существует условно расчетная величина: „стоимость человеческой жизни“. Эта стоимость рассчитывается в различных целях: для определения компенсаций при страховых выплатах, при планировании деятельности правоохранительных органов и системы здравоохранения и т. д. По некоторым оценкам, потери от ДТП в Узбекистане составляют порядка 2,8% от ВВП. Так что создание подобных систем безусловно является экономически эффективным».

Специалисты АО «ГЛОНАСС» помогли оценить положительный эффект от внедрения системы, основываясь на собственном опыте.

Так, с учетом высокого прогнозного значения по проценту оснащения транспортных средств на пятый год работы системы (45% от общего парка ТС), можно сделать вывод, что снижение потерь от ДТП составит в среднем 40 млрд сумов в год, а суммарный социально-экономический эффект от сокращения числа погибших в ДТП за первые пять лет эксплуатации системы превысит значение в 110 млрд сумов.

Соответственно, снижение смертности при ДТП может достигнуть 20% к моменту охвата половины транспортных средств в нашей стране данной системой.

По нашим оценкам, повсеместное внедрение системы мониторинга автотранспорта позволит сэкономить до 30% государственного бюджета, выделяемого на автотранспорт.

Внедрение таких технологических новшеств, как видеоконтроль пассажиропотоков не только позволит с точностью до 98% оценить наполняемость автобусов, правильно распределять и планировать маршруты и рейсы, но и увеличит выручку пассажироперевозчиков на 25−40%.

Интеллектуальные логистические сервисы мониторинга, в том числе температурного контроля грузоперевозок, позволят нашей стране без потерь доставить сельскохозяйственную продукцию до потребителей в России или Европе.

Это особенно важно с учетом аграрной экономики и отсутствия выхода к морю. Практически вся скоропортящаяся сельхозпродукция доставляется до потребителей автотранспортом.

Где будет установлена система

С вводом системы в эксплуатацию предполагается оснащение всех новых, производимых на территории Узбекистана и импортируемых в нашу страну транспортных средств.

Оснащение существующих (находящихся в эксплуатации) транспортных средств будет происходить поэтапно.

В первую очередь целесообразно оснастить все государственные транспортные средства, а также автотранспорт, задействованный в перевозке пассажиров и перевозке опасных грузов.

Оснащение частного автотранспорта будет производиться сугубо по желанию автовладельца.

При этом наша задача предложить такие сервисы, которые заинтересуют автовладельцев, например:

  • помощь на дороге в случае поломки автомобиля (оперативный вызов сервисной мобильной бригады прямо в пути);
  • «Умное» страхование — анализ манеры вождения (превышение скорости, резкие ускорения и торможения и пр.), в зависимости от своей аккуратности автовладелец сможет получить значительную скидку от страхового тарифа;
  • оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без вызова сотрудников полиции, при этом данные о скорости, направлении движения, характере торможения будут передаваться в страховые компании теми же бортовыми устройствами вызова экстренных оперативных служб.

Необходимо отметить одну немаловажную деталь. Все данные, предоставляемые системой будут иметь юридическую значимость за счет использования технологий шифрования. Передаваемая и хранящаяся в системе информация будет защищена от любой попытки воздействия извне.

Call-центры

Архитектура системы предполагает установку двух коммуникационных и дата-центров: одного в Ташкенте, второго, резервного — в Самарканде.

Контакт-центр будет единый для всей страны и на начальном этапе предполагается задействовать до 16 операторов в круглосуточном режиме.

С ростом количества, обслуживаемых авто, вводом в эксплуатацию дополнительных коммерческих сервисов, штат как самого оператора системы, так и call-центра будет расширен.

Приватность

Система экстренного реагирования при авариях будет работать в «спящем режиме».

Активация системы (и передача информации о местоположении транспортного средства) возможна только в автоматическом режиме в случае ДТП или в ручном режиме при нажатии кнопки SOS.

В режиме мониторинга будет активирован коммерческий профиль, заказанный самим автовладельцем. Ну и соответственно доступ к системе мониторинга будет осуществляться посредством авторизации в облачном сервисе.

В интернет-пространстве Российской Федерации была большая дискуссия на эту тему, но, как и ожидалось, все работает именно так. Никакой принудительной слежки за автомобилями не осуществляется.

Финансирование

Финансирование планируется реализовать за счет как заемных средств, так и собственных инвестиций участников проекта.

Основная доля всех затрат — это построение инфраструктуры оператора в первые два года, заработная плата квалифицированных специалистов и затраты на накопление достоверных геоинформационных и навигационных данных.

Точный объем затрат на создание системы станет понятен по результатам технического проектирования.

Форма

Один из вариантов — это реализация проекта в форме государственно-частного партнерства. Механизм государственно-частного партнерства определен в Законе Республики Узбекистан, принятом в апреле текущего года. Это абсолютно новый механизм, по своей сути предоставляющий ряд преимуществ как государству, так и инвестору:

  • Эффективность частного инвестора на этапе создания инфраструктурного проекта. Можно быть уверенным, что проект будет создан в рамках заложенного бюджета и в плановые сроки.
  • Снижение издержек на протяжении всего жизненного цикла проекта за счет того, что проектирование и последующая эксплуатация в руках одной компании-инвестора.
  • Высокое качество предоставляемых услуг — это также в интересах в первую очередь частного инвестора.
  • Разделение рисков и отсутствие затрат для государства, связанных с созданием инфраструктуры и ее последующим функционированием.

В то же время, осознавая необходимость обеспечения информационной безопасности, размещение дата-центров планируется на государственных объектах, со строгим ограничением доступа.

Та или иная форма сотрудничества — это тема для дальнейшего обсуждения. В любом случае эта форма должна привести к положительному эффекту для проекта в целом.

Кадры

В рамках проекта предусмотрено как привлечение на начальном этапе специалистов из-за рубежа, так и поэтапная подготовка местных специалистов.

Внедрение столь масштабной государственной информационной системы позволит создать к пятому году ее функционирования около 2 000 новых рабочих мест, как непосредственно в штате оператора геоинфокоммуникационных услуг (порядка 200), так и в смежных сферах (автопроизводство, органы сертификации, специализированные испытательные лаборатории и установочные центры), что потребует привлечения квалифицированных специалистов высокотехнологичных и инновационных отраслей.

Базис создаваемой системы может стать серьезной платформой для мотивации молодых специалистов, создания партнерских программ с высшими учебными заведениями и сохранения ценных трудовых кадров на территории Республики Узбекистан.

Транспортный коридор уменьшится? Упорядочится?

Внедрение системы на базе предлагаемых стандартов и технологий АО «ГЛОНАСС» позволит обеспечить совместимость устройств в России и Европе.

Учитывая тенденции развития подобных проектов, а также важность межгосударственных транспортных потоков, транзита и т. д., транспортные коридоры не только расширятся, но и станут качественнее, безопаснее и эффективнее.