В августе Spot писал о том, что узбекистанцы могут подать заявки на получение стипендии Chevening, которая полностью финансирует год учебы в Великобритании для получения степени магистра.

Олеся Ромашко из Ташкента, получившая такую стипендию, делится своим положительным опытом и рассказывает про детали, тонкости и особенности всего процесса.

Почему Chevening

До того как стать стипендиатом Chevening, я работала ведущей и координатором информационной службы на радио Oriat FM. Два года назад вела программу об образовательных программах в Европе, тогда и услышала об этой стипендии.

Думала также подать документы в Erasmus+ или программу Фулбрайта, но когда начала подготовку к Chevening, решила, что сконцентрирую все силы на ней. Хотя я знаю многих людей, которые подавали в несколько мест. Кто-то рекомендует подавать документы на несколько грантов, другие советуют выбрать один — здесь каждый решает сам.

Чтобы подать документы на Chevening, нужно иметь степень бакалавра и два года опыта работы (волонтерство и частичная занятость тоже засчитываются), а также быть гражданином одной из стран, которые участвуют в программе. Я изучала журналистику в Национальном университете Узбекистана, за плечами большой опыт работы, поэтому решила попробовать подать заявку.

Насколько я знаю, соискатель на Chevening может подать документы на другое направление обучения, но он должен доказать в своем эссе, что потянет его, и что действительно сможет добиться большего, чем по специальности, которую он получил ранее.

Онлайн-регистрация открывается в августе и длится до 5 ноября. Обратите внимание, что нужно заранее изучить список вузов, с которыми сотрудничает Chevening, и выбрать три, в которые вы будете подавать документы — их и нужно указать при регистрации. Я выбрала University of East Anglia (UEA), Cardiff University и Swansea University.

Университет в Кардиффе славится сотрудничеством с BBC, мой Университет в Суонси имеет высокие позиции, которые признают СМИ в Великобритании и в других странах.

По данным Guardian University Guide 2020, вуз входит в пятерку сильнейших университетов Уэльса. Также он на хорошем счету по работе со студентами, учащихся на журналистов и это для меня было важно.


Фото: swansea.ac.uk

Процесс регистрации очень легкий, вы можете заполнять регистрационную форму как вам удобно. Для большинства документов есть отдельный дедлайн. Я в первую очередь загрузила сканы дипломов о высшем образовании (бакалавриат и магистратура) и их перевод на английский, заверенный у нотариуса.

Мой совет тем, кто хочет подавать: делайте это как можно раньше, потому что в последние дни из-за наплыва желающих нагрузка на сайт возрастает, и начинаются проблемы. Я сдавала документы под конец регистрации и столкнулась с тем, что просто не получалось загрузить файлы в систему.

Как выбрать вуз

Я провела небольшое исследование по университетам, искала вузы по своей специальности в Google, после чего изучала их местоположение, популярность, их работу со СМИ и приходят ли к ним читать лекции известные журналисты.

При выборе нужно внимательно изучить образовательную программу. Есть менее популярные вузы, но у них может быть очень интересная программа по вашей специальности.

Нет смысла выбирать крутой вуз в Лондоне, если его программа будет уступать другому. Вы в любом случае получите хорошее образование и с вами будут работать отличные специалисты.

Изначально я знала, что не буду учиться в Лондоне, потому что для меня было важно не только получить знания, но и познакомиться с культурой, традициями. В столице вы больше узнаете насыщенную жизнь похожую на Нью-Йорк, мне же больше хотелось спокойствия. Также стоит внимательно изучать сайт вуза.

Как писать эссе

Важная часть заявки — эссе. По ним комиссия в Великобритании будет судить о ваших навыках. Нужно написать четыре эссе объемом не более 500 слов каждое — о ваших лидерских качествах, о нетворкинге, а также том, почему вы выбрали тот или иной вуз, о карьерных планах.

Очень распространенная ошибка при написании эссе — люди не рассказывают о своих достижениях, а делают упор на описания и чувства. Такой подход любят в нашей системе образования, чтобы рефераты состояли в основном из «воды». У нас, к сожалению, не учат писать эссе, да и в нашей системе образования оно в принципе не предусмотрено.

К тому же наши соотечественники часто стесняются подчеркивать свои положительные качества, поэтому нужно иметь в виду — когда человек начинает «лить воду», складывается впечатление, что ему нечего сказать. А ведь для участия в программе выбирают кандидатов с опытом работы именно потому, что у них есть возможность показать себя и то, чего они успели достичь.


Фото: из личного архива автора

Какого-то секрета успеха в написании эссе нет, главное — чтобы у проверяющего сложилось о вас впечатление как о лидере, который сможет добиться поставленных целей.

Работая над эссе, спросите себя: действительно вы готовы пройти весь этот путь, приехать на год в незнакомую страну, где говорят на другом языке, учиться в совершенно другой образовательной системе? Советую всерьез задуматься о том, насколько вы готовы посвятить свое время учебе.

Как собрать рекомендательные письма и пройти собеседование

Следующая важная часть заявки — рекомендательные письма. При регистрации вы должны указать контакты двух рекомендателей (после отправки формы изменить их нельзя).

Если вы вошли в лонглист, с вашими рекомендателями свяжутся, чтобы они отправили письмо о вас. Здесь тоже есть свой дедлайн (для подающих в этом году — 25 февраля 2020 года — прим. Spot).

Важно выбрать в качестве рекомендателей людей, которые знают вас достаточно хорошо. Вы должны быть уверены, что он/она не отправит письмо в спам, а вдумчиво ответит на него. Надо обратиться к ответственным людям, которые могут рассказать о вас и вашей работе.

Если всё прошло хорошо и вы попали в шортлист, нужно будет выбрать на сайте дату интервью в посольстве Великобритании. Интервью проводится весной и проходит на английском.

Вопросы на интервью могут быть совершенно разные: и по эссе, и по вашей сфере деятельности, и в целом о событиях в стране и мире. При этом комиссия из трех человек очень дружелюбная, и во время разговора ты не чувствуешь давления или негативных эмоций.

Поступление в вуз

Помните: если по какой-то причине решили поменять выбранный университет, сделать это можно только на этапе интервью.

В этом случае надо обратиться в университет заранее, чтобы получить письмо об условном зачислении (conditional letter) в котором условием будет указана стоимость обучения и требуемый уровень IELTS, его вы загружаете на сайт стипендии, как только получите.


Фото: swansea.ac.uk

Здесь все зависит от времени подачи документа в вузы: получили в ноябре — сдаете в ноябре. Свое письмо получила весной, потому что в это время я начала обращаться в университеты. Chevening также принимает письмо об условном зачислении, если в нем значится только пункт об оплате.

Поступление в вузы, как я уже говорила, это отдельный процесс — документы подаются не через сайт стипендии, а на сайте вуза. В любом вузе Великобритании есть возможность подать заявку через интернет. Некоторые вузы принимают документы на протяжении всего года, в других есть дедлайны — это нужно уточнять, все эти факторы зависят от выбранной программы.

Требования по пакету документов у каждого вуза свои. Если в процессе подготовки документов у вас возникли вопросы, не бойтесь писать сотруднику вуза на электронную почту.

Есть разные нюансы — так, если вы меняли фамилию, важно указать причину и предоставить соответствующие документы (например, о регистрации или расторжении брака). Иногда вас могут попросить отправить документы в совершенно другом формате, это нормально и еще не говорит о том, что вы не прошли отбор.

Для моего вуза нужны были следующие документы:

  • копия диплома с нотариально заверенным переводом на английский язык;
  • мотивационное письмо;
  • сертификат IELTS;
  • два рекомендательных письма.

Чаще всего вузы требуют два рекомендательных письма, хотя некоторые не требуют их вообще.

Если ваша кандидатура не устроила приемную комиссию вуза, отказ вы получите сразу. Также нужно загрузить письмо о зачислении (unconditional offer) на сайт стипендии, его мне нужно было отправить до 11 июля (для подающих в этом году — до 16 июля 2020 года — прим. Spot).

После того, как будете номинированы на Chevening, вы получите документ подтверждающий получение гранта (Final Award Letter). Его вы отправляете вузу и он высылает вам сертификат, подтверждающий ваше поступление в вуз (Confirmation Acceptance of Studies).

Языковые сертификаты

Экзамен на знание английского языка лучше сдать перед интервью или во время ожидания его результатов. Chevening принимает следующие сертификаты: IELTS, TOEFL, Pearson PTE Academic, C1 Advanced, Trinity ISE II (B2). Сертификат я должна была предоставить до 11 июля, актуальные для вашего набора даты надо уточнять на сайте программы.

Чтобы пройти тест IELTS (это стоит 1 млн 461 тыс. сумов на момент этой публикации — прим. Spot) нужно обратиться в British Council, представительство которого есть в нашей стране. Если вы немного недобрали баллов, то университет предлагает платную летнюю школу для изучения английского языка, которая, судя по отзывам, очень хороша.


Фото: из личного архива автора

Результаты приходят спустя две недели, никуда не надо ехать, все документы приходят по почте (можно также попросить отправить экземпляр сертификата напрямую в вуз, куда вы планируете поступать).

Chevening требует результат IELTS с общим баллом 6,5 и выше, требования по другим языковым тестам можно посмотреть на сайте стипендии. Требования в вузах, как правило зависят от выбранной специальности.

Виза

Chevening еще не гарантирует вам получение визы. Стипендиаты должны предоставить следующие документы для визы:

  • скан паспорта;
  • Confirmation Acceptance of Studies — сертификат, подтверждающий ваше поступление в вуз;
  • туберкулезный тест;
  • Final Award Letter — письмо, подтверждающее получение стипендии.

Документы загружаются онлайн, после чего вы должны прийти в TLScontact (коммерческий партнер Визово-иммиграционной службы Великобритании — прим. Spot), сдать отпечатки пальцев и сфотографироваться.

По приезду в Великобританию в первую очередь нужно получить вид на жительство, потому что виза действует несколько дней. При вузах есть UniHub — отдел, который помогает прибывшим студентам со сбором документов.

Затем вы должны зарегистрироваться в полицейском участке. Здесь нет излишней бюрократии, есть четкие списки документов. Также не забудьте взять с собой оригиналы дипломов и сертификата о знании английского языка. Обучение в вузе стартует осенью, а по окончании учебы стипендиат должен вернуться в родную страну.

Учеба в Великобритании

Маленькие британские города с их небольшими домиками чем-то напоминают узбекскую махаллю. Говорят, что англичане достаточно чопорный народ, но это не так — они охотно помогают, стараются дать совет. Правда, вам потребуется время, чтобы привыкнуть к уэльскому акценту.

Это достаточно дорогая страна для наших студентов, обучение в среднем стоит 14 тыс. фунтов стерлингов в год. Стоимость аренды и питания, как и в любой стране, зависит от города. Chevening покрывает стоимость моего обучения, проживания и аренду жилья.

Учиться здесь сложно, но интересно и увлекательно. Недавно в университете прошли семинары: студенты разделились на группы по общим интересам и для созданий презентации. Также в случае необходимости у университета можно запросить дополнительное оборудование и пока еще не было ситуаций, когда нам в чем-то отказали.

Очень удобно устроена университетская библиотека — можно взять книгу без участия библиотекаря, нужна лишь студенческая карта. Кроме того, можно получить оцифрованную версию библиотечной книги. Если интересующей вас книги нет в кампусе, можно попросить университет ее приобрести.


Фото: из личного архива автора

Выбрала международную журналистику потому что сегодня важно рассказывать не только о своей стране, но и о ситуациях, которые происходят за рубежом нашим гражданам.

Любые действия, которые происходят в мировой политике, отражаются как круги на воде и затрагивают нашу страну. Как таковые международные события освещаются в основном на уровне прошедших визитов и круглых столов, нет и наших корреспондентов в других частях света.

По возвращению в Узбекистан я бы хотела поделиться своими навыками с нашими студентами, потому что направление «Международная журналистика» как таковое отсутствует в программе преподавания. Возможно по причине того, что в нашей стране оно не пользуется спросом из-за экономической составляющей в организациях, СМИ — слишком накладно иметь специалиста в этой сфере. Хотелось бы не только работать в этой сфере, но и делиться своими знаниями и опытом с будущими журналистами.

Может в дальнейшем рассмотрю Erasmus+, она предлагает степень PhD, где я могу дальше посвятить себя изучению журналистики как науки.