Разговоры о появлении мобильной связи и интернета в метро шли в Узбекистане не один год. Однако воплотить идею в жизнь удалось оператору фиксированной связи Metrotelecom.

В конце сентября усилиями компании на двух станциях ташкентского метрополитена появилась мобильная связь от Ucell и интернет, спустя почти две недели компания совместно с Sola развернула общественный доступ к Wi-Fi на всех 29 станциях подземки.

Генеральный директор компании Алимхан Алимов рассказал Spot, как удалось реализовать такой амбициозный проект, почему делает ставку на специалистов и на чем зарабатывать при стремительном снижении стоимости интернета.

На полтора года закопались под землю

Быть причастным к запуску интернета в метрополитене — мечта любого специалиста в сфере телекоммуникаций, и мы — не исключение. Это словно маяк, который показывает, куда нужно стремиться.

В начале 2018 года пришла идея реализовать такой проект в Узбекистане. Единомышленников, которые поверили в нее, найти не составило труда. Так был создан Metrotelecom.

Набрали команду из передовых специалистов и начали работу: оценили риски, изучили опыт России, Великобритании, Испании, Китая, разработали проект и представили его руководству метрополитена.

Думаю, получили одобрение в том числе и потому, что финансирование проекта полностью осуществляется за счет средств компании. Немаловажную роль сыграло и то, что особый акцент мы сделали на безопасности.

На этом все согласовательные процедуры, конечно, не закончились. Так как прецедентов такой работы в стране нет, не было и нормативной базы, которая регулировала бы эту сферу.

Пришлось разрабатывать все с нуля. Были и другие вызовы, например, особенность строения метрополитена. В нашей подземке практически нет прямых линий: поезд может ехать сначала вперед, потом идти вниз, затем вовсе повернуть направо и двигаться под речкой. Обеспечить в таких условиях качественное покрытие — непростая задача.

«Метро во всех странах разное. Поэтому приходилось искать свое решение, при этом опираясь на мировой опыт. Переняли опыт лондонского метро, где развитие шло поступательно. Сначала интернет появился на перронах, потом в вагонах. Мы тоже делаем небольшой шаг вперед, тестируем, пробуем разные технологии, смотрим на реакцию пользователей и двигаемся дальше», — говорит технический директор Metrotelecom Юрий Кулаков, который присоединился к беседе.

Несмотря на то, что в проект были вложены большие средства, на стоимости проезда это никак не отразилось. Мы знаем, как сделать его прибыльным.

Фото: Пресс-служба Ucell

Сейчас доступны два вида подключений к беспроводной сети: бесплатный (с просмотром рекламы), премиум (на основе подписки).

Полноценную монетизацию запустим, когда достроим сотовую связь, «пустим» Wi-Fi внутрь вагонов. Это будет целая экосистема, ядром которой станет ID-карта. Ей можно будет оплачивать проезд, приобретать подписки на медиа-сервисы, такие как онлайн-кинотеатр, телевидение, игры. Также для владельцев карт будет доступен cash back за просмотр рекламы.

Ташкентское метро расширяется, значит время пребывания в нем пассажиров будет увеличиваться. Строим внутри метрополитена свою экосистему, чтобы человеку на протяжении всего пути было интересно. Сервисы, вроде кино, будут доступны пользователям и за пределами метро.

В начале пути сталкивались с большим скепсисом. Думаю, нам удалось сделать мечту об интернете в метро реальностью, благодаря огромному труду. Мы на полтора года закопались под землю. Это был долгий и мучительный процесс, ведь не было прецедентов, установленного порядка.

Не метрополитеном единым

Интернет и связь в метро — не самый большой наш проект с точки зрения доходности. Это скорее наш вклад в развитие отрасли, который, к тому же, создает удобства для жителей и гостей Ташкента, что влияет на развитие туризма.

«Помимо прямых, есть еще и косвенные эффекты от запуска связи и интернета в метро. Например, в Москве это привело к тому, что больше людей в часы пик отдавали предпочтение метро. Надеюсь, в Ташкенте когда-нибудь будут отказываться от поездки на машине, потому что будет удобнее и быстрее доехать на метро. При этом человек будет оставаться на связи и решать в пути определенные вопросы», — говорит Юрий Кулаков.

Проект с метро никогда не был нашим единственным. Мы также работаем в сегменте В2 В, предоставляем транспортную сеть сотовым компаниям, интернет-провайдерам и другим службам.

Стратегию развития расписали на несколько лет вперед еще до того, как создали компанию. Мы точно знали к чему придем. Нам нужна была опорная собственная транспортная сеть в Ташкенте и мы ее за короткое время построили.

Юрий Кулаков. Фото: Unique Present

Компания создавалась людьми с огромным опытом в отрасли. Взвесив минусы и плюсы предыдущих проектов, мы могли предложить партнерам более подходящее решение их потребностей. Мы знали, где можем быть полезны бизнесу, и что нужно для решения задач не только компаний, но и рынка в целом.

Metrotelecom берется за сложные, новые проекты. Мы не идем по проторенной дорожке, не делаем реплики — это скучно.

Яркий тому пример — международная точка обмена трафиком ITI-IX. В рамках проекта мы «локализуем» известные международные сервисы, то есть слушая «Яндекс.Музыку» запрос абонента будет переадресовываться на географически ближайший сервер.

Помимо прочего, такой проект приведет к снижению нагрузки на внешний канал интернета. Сейчас партнерами стали сервисы Mail.ru («Одноклассники», «ВКонтакте») и «Яндекс», ведем переговоры с ресурсами по всему миру.

Чем больше мы будем подключать компаний, тем больше потребители почувствуют изменения в цене, качестве интернета и скорости.

«Это естественный виток развития сегмента. Если посмотреть на развитие рунета, он получил бурный рост, когда стали образовываться российские точки обмена трафиком. Весь мир так устроен — по земному шару разбросаны разные точки обмена трафиком: MSK-IX (Москва), DE-CIX (Германия), LINX (Лондон) и так далее. ITI-IX — это историческая необходимость. Ее появление было неизбежным. Наряду с расширением внешнего канала применение данной технологии позволит в результате значительно увеличить скорость доступа в интернет за счёт значительной разгрузки внешнего канала. Нужно стараться локализовать большую часть контента здесь», — отметил Юрий Кулаков.

Зарабатывать на интернете становится все сложнее

Мы еще не вышли на прибыль, только подходим к точке самоокупаемости.

Проект в метро выйдет на какую-то окупаемость только через 7 месяцев, когда достроим всю сотовую связь, создадим экосистему. То же касается ITI-IX: доходность есть, но не полная, пока не локализуем и сфокусируем большую часть мирового трафика в Узбекистане.

Когда речь идет о телекоммуникациях и сфере IT, почти вся прибыль уходит на развитие. Технологии стремительно меняются, не вкладываться в постоянное обновление — значит стать неактуальным уже спустя полгода.

Добиться хороших показателей доходности можно только постоянно наращивая обороты.

К тому же идет динамика снижения цен на интернет. Мы это болезненно ощущаем, получать прибыль в сегменте В2 В становится сложно. Поэтому заработать можно на внедрении сервисных услуг для решений тех или иных задач бизнеса.Но несмотря на все трудности наша команда готова постоянно работать над эффективностью .

Решением для нас стало внедрение мировых практик на местном рынке. Например, ведем с компаниями переговоры по локализации облачных решений в Узбекистане. В метро таким решением стала экосистема с ее развлекательным, познавательным контентом и играми.

Кадровый голод и другие проблемы сферы

Как я уже не раз говорил, мы собрали команду специалистов. Это позволяет нам в работе с вендорами сильно сокращать финансовую нагрузку, отказываться от их сервисных работ.

Команда — наша сила. Телекоммуникационные компании не могут существовать без первоклассных специалистов.

Сейчас ощущается сильный кадровый голод, особенно в нашей отрасли. Мы идем по пути воспитания новых специалистов. В компании есть аксакалы с опытом работы свыше 30 лет. Благодаря им происходит передача знаний от одного поколения другому.

Еще одна проблема, с которой сталкиваются все представители сферы, нормативно-правовая база. Она должна больше соответствовать времени, для этого ее необходимо чаще обновлять.

Фото: Пресс-служба Ucell

Мы готовы участвовать в экспертных группах при написании законов, делиться опытом, представить свои доводы, которые будут полезны при формировании новой нормативной базы.

Телекоммуникации быстро меняются, поэтому нужно периодически пересматривать и обновлять законы. Это не значит, что нынешнее законодательство нерабочее. Оно актуально, но не затрагивает технологические возможности, которые имеются в мировой практике.

При этом надо отдать должное Мининфокому, который активно работает над этим: делает рассылки законов, которые требуют актуализации и уточнения, создает рабочие группы, куда включает операторов связи, проходят встречи, где происходит обмен мнением. За полтора года министерство сильно продвинулось вперед в этом направлении: были обновлены некоторые законы. Только то, что мы смогли запустить интернет в метро, говорит о многом.

Хотелось бы также отметить, что инициативы бизнеса воспринимают хорошо. Это было бы невозможно без инициатив главы государства о кратном повышении скорости интернета, развитии туризма. Я говорю это не ради красного словца. Не было бы этих инициатив, мы бы не реализовали половину задуманного.

Хотелось бы также отметить дальновидные и прогрессивные взгляды и позицию руководства Ташкентского Метрополитена, их поддержку наших инициатив.

Говоря об изменениях в системе хотелось бы призвать представителей сферы к сотрудничеству. Считаю, только совместными усилиями можно добиться ощутимого роста в короткие сроки. А выиграют от этого все: не только компании, но и население.

Metrotelecom открыт к сотрудничеству и призывает представителей отрасли к взаимодействию.

За более подробной информацией можно обращаться по номеру: (+998) 93−183−17−77

Сайт: metrotelecom.uz

Facebook: fb.com/metrotelecom.uz

На правах рекламы