Президент Шавкат Мирзиёев подписал постановление «О совершенствовании денежно-кредитной политики с поэтапным переходом на режим инфляционного таргетирования».

В нем Центральному банку поручается с 1 января 2020 года обеспечить поэтапный перевод механизмов денежно-кредитной политики на режим инфляционного таргетирования с установлением цели снижения инфляции до 10% в 2021 году и постоянной цели (таргет) по инфляции на уровне 5% в 2023 году.

О чем речь

С того момента, как Узбекистан взял курс на реформы, мировое сообщество интересовал вопрос — собирается ли страна переходить на инфляционное таргетирование.

К примеру, именно этот вопрос задавали журналисты Bloomberg Тимуру Ишметову, когда он еще работал в Центральном банке.

Тогда, в марте 2018 года, стало известно, ЦБ планирует позволить национальной валюте свободно торговаться еще пару лет, прежде чем перейдет к инфляционному таргетированию.

«То, что делают другие за пять-десять лет, мы должны сделать через два-три года. Это будет очень сложно. Нам нужно хорошо подготовиться», — говорил тогда Ишметов.

Весной того же года Центральный банк впервые рассказал, как будет переходить на новый режим денежно-кредитной политики, от которого зависит ситуация с ценами.

Что это

В режиме инфляционного таргетирование Центральным банком устанавливается долгосрочная цель (таргет) по инфляции на приемлемом для страны уровне, и все усилия направляются исключительно на ее достижение с активным использованием инструментов денежного рынка, в частности, ключевой процентной ставки для удержания стоимости заимствования средств на межбанковском рынке в заданных пределах (процентный коридор), а также управления ликвидностью и инфляционными ожиданиями.

Зачем это

В период активных структурных реформ денежно-кредитная политика должна создать благоприятную среду, которая формирует долгосрочные финансовые ресурсы и перераспределять их в наиболее эффективные направления.

В рамках режима инфляционного таргетирования для достижения и поддержания ценовой стабильности Центральный банк будет совершенствовать операционный механизм, путем внедрения обновленной линейки инструментов денежно-кредитной политики и определения ее операционных параметров и целей.

В режиме инфляционного таргетирования ценовая стабильность также поддерживает и финансовую стабильность, так как действия денежно-кредитной политики предсказуемы и понятны для участников рынка, экономические агенты становятся более последовательными в процессе принятия решений, что способствует устранению элементов неопределенности и стабилизации всей финансовой системы с минимальным участием Центрального банка.

Что всё это даст

Многие страны, особенно с переходной экономикой, ввиду структурных дисбалансов, наличия низкорентабельных и энергоемких производств с высокой долей государственного участия в капитале, устойчиво обесценивающейся национальной валютой, а также сильной зависимостью от экспорта сырьевых ресурсов, на протяжении многих лет испытывали на себе более высокие темпы роста цен.

Однако, им удалось обуздать инфляцию и удерживать ее на устойчиво низком уровне посредством перехода к режиму инфляционного таргетирования. Более того, как показывают исследования, страны, таргетирующие инфляцию, оказались более устойчивыми к внешним шокам в период кризисных явлений.

Совершенствование денежно-кредитной политики и проведение скоординированных действий правительства и Центрального банка позволят достичь ценовую стабильность в экономике и достижения долгосрочного таргета по инфляции на уровне 5% к 2023 году.

Стабильность цен благотворно будет сказываться как на уровне жизни населения, так и на их деловой активности, в частности, выстраивании их высокого доверия к национальной валюте, а, следовательно, к снижению уровня долларизации экономики, росту внутренних и внешних инвестиций в национальную экономику.

Повысится предсказуемость политики Центрального банка, что в значительной степени позволит управлять инфляционными ожиданиями, снижая излишнее инфляционное давление в экономике.

Ранее специалист Центра экономического развития Игорь Пугач специально для Spot объяснял, что такое инфляционное таргетирование и зачем оно нужно Узбекистану.