Рынок рекламы на ТВ в 2018 году вырос на 61% до 192,2 млрд сумов. Об этом во вторник на прошедшем в Ташкенте Media Day сообщил генеральный директор International Media Service Uzbekistan Жасур Таджиев.

По его словам, ТВ-рекламные затраты на душу населения выросли с $0,5 в 2017 году до $1 в 2019 году.

«Это говорит о двукратном росте рынка. За эти два года индустрия провела колоссальную работу. В 2018 году была проведена основная трансформация рынка и как результат он вырос на 61% до 192 млрд (все цифры без НДС)», — сказал Таджиев.

Фото: из презентации Жасура Таджиева «Рынок ТВ-рекламы в Узбекистане: префакт 2019 и перспективы в 2020 году»

В 2019 году рынок перешел на продажу по рейтингам (GRP). Сейчас по этой модели работают 12 каналов из 30, чья аудиторная доля оценивается в 65%.

Доля сделок, заключенных по GRP, составила 80%. Ожидается, что в 2019 году объем рынка вырастет до 250 млрд сумов (рост в 30%), а в 2020 году — до 300 млрд сумов (рост в 20%).

Количество проданных минут выросло в два раза, новых рекламодателей — до 70, причем активны иностранные компании. К примеру, в этом году начали размещаться Kolesa Group, Valenta и другие. Рекламодатели вроде L’oreal или Coca-Cola значительно увеличили свою активность.

В итоге, среди топ-10 рекламодателей всего два местных:

Фото: из презентации Жасура Таджиева «Рынок ТВ-рекламы в Узбекистане: префакт 2019 и перспективы в 2020 году»

«Но самое главное, что удалось сделать, это увеличить спрос в оффлайне и добиться сбалансированной загруженности рекламной сетки. Раньше, например, большим спросом пользоваться только прайм-тайм, так как только его и продавали», — сказал Таджиев.

Кто смотрит, когда и что

Руководитель отдела клиентского сервиса Kantar Media Uzbekistan Юлия Ли рассказала о том, кто, как и что смотрит по телевизору в Узбекистане.

Выяснилось, что среднее количество телевизоров на одно домохозяйство составляет 1,83. Среднее количество зрителей на один телевизор — 2,6. Среднее количество телевизоров на 1 зрителя — 0,38.

Преобладающая часть населения крупных городов предпочитает смотреть телеканалы на узбекском языке. Правда, этот показатель различается в зависимости от региона. Например, в Ташкенте на узбекском смотрят 53%, а в Маргилане — 93,5%. В Бухаре телеканалы на узбекском языке смотрят 69,5%, в Нукусе — 75,2%, а в Андижане — 92,1%.

Наиболее активной частью аудитории являются люди старше 55 лет:

Фото: из презентации Юлии Ли «Аудитория ТВ в Узбекистане и развитие технологий измерения ТВ в мире»

Максимальный объем аудитории приходится на часы с 19:00 по 23:00. Основной сезон приходится на зиму, а пик на декабрь, после которого начинается спад, заканчивающийся в сентябре.

Больше всего зрителям интересны телесериалы, художественные фильмы и развлекательные программы — спрос 68%, предложение 42%. Ощущается острая нехватка анимации — спрос в три раза превышает предложение.

Рейтинги

Топ-3 сериала: Beqaror (рейтинг 7,2), Hovli (7,1) и Gullar iztirobi (6,7). Все они турецкого производства. Первый выходит на Sevimli, остальные на Zo’r TV.

Топ-3 развлекательных программы: Bravo (9,6), Oltin kapalak taqdimoti va Ayol seriali haqida (9,2) и Saxovat show (7,8). Здесь так же два представителя Zo’r TV и один Sevimli.

В целом же Sevimli, Zo’r TV и Mening yurtim входят в топ-3 по охвату и лояльности. Эти три телеканала занимают 36% рынка:

Фото: из презентации Юлии Ли «Аудитория ТВ в Узбекистане и развитие технологий измерения ТВ в мире»