В эпоху цифровизации технологии, которые плотно вошли в повседневную жизнь людей, меняют поведение и предпочтения потребителей. Одним из центров перемен становятся мобильные устройства, которые позволяют решать многие вопросы и удовлетворять большую часть потребностей человека: делать покупки, получать услуги, переводить деньги.

Особенно это актуально для Узбекистана, где более половины населения составляют молодые люди в возрасте до 30 лет, которые, как известно, являются самыми активными пользователями новых технологий.

Все эти изменения затрагивают многие отрасли экономики, в том числе и банковский сектор страны. В частности, развивается мобильный банкинг, финансовые учреждения активнее применяют новые технологии для развития каналов банковского самообслуживания.

Как цифровизация отразится на банках и какие в результате появятся тренды в отрасли эксперты обсудили на конференции Banking Fusion в Ташкенте, организованной компанией из Литвы BS/2 при поддержке Ассоциации банков Узбекистана и международных корпораций Diebold Nixdorf и Sargent & Greenleaf.


В рамках конференции также состоялась выставка банковских технологий, на которой участники мероприятия ознакомились с последними решениями для развития каналов банковского самообслуживания.

Расширение функционала

Традиционное взаимодействие банка с клиентами заменяется цифровым. Пользователи больше не хотят посещать отделение банка для получения услуги или информации, отметили участники конференции.

Часть функций банковского офиса переходит в интернет-пространство или на устройства самообслуживания, возможности которых за последние годы вышли далеко за пределы обычного снятия и депозитаналичных.

«Сейчас люди не хотят идти в офис банка, им удобней делать транзакции через интернет. Мобильный банкинг — это как филиал, работающий 24 часа в сутки. Банки, используя различные цифровые каналы общения с клиентом, опасаются потерять с ним контакт. Поэтому у устройств самообслуживания появляются новые функции, например, видеобанкинг — это своего рода видеочат с персоналом банка, который дает консультации, например, по получению кредита», — отметила директор по продажам банковских решений Diebold Nixdorf Eurasia East Анна Панкрац.


Антон Валинчус

Компания BS/2 презентовала на конференции новую линейку банкоматов Diebold Nixdorf, которые обеспечивают более гибкий пользовательский опыт. Внешний вид и интерфейс банкоматов может быть адаптирован под дизайн банковского отделения. Клиент может как из конструктора собрать удобное для себя пользовательское меню, и использовать его при последующих авторизациях, поскольку устройство сохраняет настройки в системе. Банкоматы оборудованы сенсорным экраном, кроме того, экран банкомата может использоваться для размещения рекламы.

«Банкоматы могут стать для банка полноценным пунктом обслуживания, где пользователи могут оплачивать коммунальные услуги, мобильную связь, интернет, штрафы, платить за обучение, делать переводы, обменивать валюту и даже покупать и распечатывать авиабилеты», — говорит директор компании BS/2 Uzbekistan (BS/2 Tashkent) Антон Валинчус.

Внедрение решения по приему платежей для расширения функционала банкоматов актуально и для банков Узбекистана. Сегодня платежи принимают инфокиоски, которые имеют ряд недостатков. Например, они менее безопасны в плане хранения денег и имеют не очень вместительные ящики для наличности: в инфокиоск входит 2−4 тыс. купюр, в банкомат — до 14 тыс.

«Самое главное — удобство для потребителя. Технологии шагнули настолько вперед, что компании изучают потребности клиента и сами предлагают услуги, которые ему нужны, не дожидаясь от него запроса. При этом молодые люди, привыкшие к современным сервисам, ожидают совершенно новых комбинаций обслуживания. Например, если в системе есть информация, что у данного пользователя есть дети, то на чеке печатается QR-код, который дает скидку на посещение зоопарка», — говорит председатель правления группы компаний Penki Kontinentai Идракас Дадашовас.


Идракас Дадашовас

Все это позволяет банку снижать издержки на обслуживание клиентов, предлагать новые продукты, повышать удобство пользования банковскими услугами.

Безопасность

Количество атак на банкоматы растет год от года. Мошенники используют взрывчатые вещества, вырывают банкоматы с помощью спецтехники и увозят их, крадут данные с банковских карт, используют вирусные программы для незаконного снятия наличных.

«У нас есть комплексное решение ATMeye.iQ, использующее триггеры, которые срабатывают в момент попытки взлома оборудования. Так, датчик газа сработает при попытке взрыва банкомата, при этом с видеокамеры в службу безопасности направляется видео, связанное с событием. Также система фиксирует на видео зону перед аппаратом, слот выдачи наличных, кардридер, по желанию банка камеру можно установить и в сейфе банкомата», — отметил руководитель отдела маркетинга BS/2 Кирилл Овсянников.

Порой клиенты попадают в ситуацию, когда банкомат выдал неполную сумму. Для решения подобных диспутов используется система ATMeye.iQ: данные, полученные с камер видеонаблюдения, помогают оценить, действительно ли клиент не взял деньги. Это позволяет сократить сроки разбора спорных ситуаций.

Кроме того, сотрудник службы безопасности банка также будет вовремя проинформирован в случае появления возле банкомата человека из черного списка. Используя биометрические технологии, ATMeye.iQ позволяет распознать лицо, сохраненное в базе данных, и высылают уведомление в банк.


Новая линейка банкоматов Diebold Nixdorf

Таким образом, можно предотвратить повреждение банковского имущества, утечку пользовательских данных, разрешать диспуты, экономить средства на компенсациях в случаях, когда мошенничество, связанное с банкоматами, не доказано.

Система поддерживает функцию Face Detection, то есть распознает попытки закрыть лица с помощью маски, капюшона и в подобных случаях отказывает в обслуживании. Она же позволяет клиенту совершать транзакции без карты: если в базе данных есть фото пользователя, авторизацию можно пройти без дополнительных средств.

Управление наличностью

Пользователи банковских услуг порой сталкиваются с ситуацией, когда хотят снять наличные с карты, но в банкомате закончились деньги. Для предотвращения подобных случаев разработана система Cash Management.iQ, которая позволяет автоматизировать, оптимизировать и контролировать весь цикл наличного денежного обращения.

В частности, программа в удаленном режиме следит, сколько денег осталось в банкомате и когда его нужно пополнять наличностью, на какую сумму.

«Система контролирует процесс доставки денег от центрального хранилища до региональных хранилищ. Она охватывает весь цикл потребности в наличности, помогает мониторить, контролировать, анализировать в режиме реального времени, что происходит с деньгами», — отметил руководитель стратегического партнерства компании BS/2 Корнелиюс Шишла.


Кроме того, компания создала инструмент дополнительного контроля за процессом инкассации. В системе создается QR-код, который прикрепляется к мешку с деньгами. По этому коду позже можно отслеживать, где находятся средства. Использование данного инструмента также позволяет упростить документооборот.

Компания Penkių kontinentų bankinės technologijos (BS/2) группы предприятий Penki kontinentai специализируется на предоставлении аутсорсинга IТ-услуг, разработке программного обеспечения, поставке банковского оборудования, а также услуг системной интеграции и технического обслуживания. Продукция компании поставляется в 80 стран мира. BS/2 имеет представительства в Латвии, Эстонии, Грузии, Азербайджане, Казахстане, Узбекистане, Кыргызстане.

На правах рекламы.