9 декабря состоялось очередное заседание Законодательной палаты Олий Мажлиса, на котором депутаты рассмотрели ряд важных вопросов, касающихся социально-экономической жизни страны, сообщается на сайте парламента.

На заседании вниманию депутатов был представлен во втором чтении проект закона «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Узбекистан», который вызвал активное обсуждение.

Налоговый кодекс в новой редакции должен стимулировать добросовестных налогоплательщиков, являющихся опорой развития страны, и строго наказывать тех, кто осуществляет деятельность в «тени».

«При этом наши граждане должны быть заинтересованы в своевременной уплате налогов вместо ухода от налогообложения», — говорится в сообщении.

Налоговый кодекс в новой редакции приобретает статус документа прямого действия с максимальным сокращением в нем отсылочных норм, подзаконных актов.

В этой связи в проекте предусматривается определение ставок по всем видам налогов (за исключением акцизного налога, земельного налога и налога за пользование водными ресурсами).

Кроме того, в проекте предусмотрен ряд норм, направленных на максимальное упрощение применения норм налогового законодательства, устранение противоречий и коллизий, усиление защиты прав и законных интересов добросовестных налогоплательщиков путем совершенствования форм и механизмов налогового контроля, в том числе за счет широкого внедрения технологий.

В частности, предлагается новый порядок налогового контроля (камеральная проверка, выездная проверка, налоговый аудит).

Внедряется программа риска-анализа. В соответствии с ней все действующие хозяйствующие субъекты на основе определенных критериев, по мере опасности, без человеческого фактора автоматически разделяются на 3 сегмента (зеленая, желтая, красная дорожки).

В проекте определены права и полномочия налогоплательщиков и налоговых органов. Виды налоговых проверок сокращены с 13 до 3 видов.

Согласно вносимым новшествам, предлагается внедрить механизм своевременного возврата суммы излишне уплаченного налога и зачета (возврата) суммы излишне взысканного налога. То есть уплата пени налогоплательщику налоговым органом будет осуществляться за каждый просроченный день возврата суммы налога.

Для иностранных туристов вводится возврат НДС по принципу Tax free. Отменяется уплата НДС при безвозмездной передаче имущества (услуг).

Снижается ставка единого социального платежа с 25 до 12% для государственных предприятий с долей государства в уставном фонде которых 50% и более.

В проекте предусматривается приостановление налоговыми органами операций, осуществляемых налогоплательщиком по банковским счет-фактурам, сроком не более 30 дней.

Кроме того, в целях налогообложения вносится новая норма по учету всех соглашений и других экономических отношений, в которые вступает налогоплательщик, исходя из его реального экономического положения вне зависимости от формы их юридического оформления.

Пересматривается порядок применения финансовых санкций по отношению к субъектам предпринимательства, совершивших налоговое правонарушение.

Уточняется порядок досудебного рассмотрения налоговых споров — предусматривается внедрение на практике обязательного проведения досудебного обсуждения налоговых споров.

Отмечалось, что в процессе подготовки проекта ко второму чтению на проведенных обсуждениях во фракциях политических партий, комитетах, на местах со стороны депутатов, предпринимателей, ученых, экспертов и специалистов высказано более 500 предложений и мнений.

Данные предложения рассмотрены рабочей группой совместно с инициаторами закона, в проект Налогового кодекса в новой редакции внесено свыше 70 редакционных и концептуальных поправок.

В частности, в проекте было предложено предоставить Государственному налоговому комитету полномочие по предоставлению разрешения об отсрочке и рассрочке уплаты налогов.

По итогам обсуждения полномочие предоставления отсрочки и рассрочки уплаты налогов крупными предприятиями предложено дать Государственному налоговому комитету, а по остальным налогоплательщикам этот процесс будет осуществляться областными Кенгашами народных депутатов на основе заключения территориального финансового и налогового органа.

На проведенных обсуждениях членами парламента высказан ряд предложений, касающихся совершенствования налога на добавленную стоимость (НДС), внесение изменений в норму по упорядочению налога на прибыль, исключению неточностей по «экономической обоснованности» расходов, большинство из них отражены в проекте.

В ходе обсуждений депутаты выступили с рядом мнений и предложений. По итогам бурных прений проект был поставлен на голосование. Закон «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Узбекистан» принят.