партнерский материал spot.uz и с coca-cola
Узбекистан меняет подход к мусору в экономике.
Примите участие
Другого Узбекистана у нас нет - давайте беречь этот
Чем вы занимались час назад? Может быть, обедали в кафе, были на приеме у стоматолога или спали. Неважно — к тому моменту, как вы это читаете, в Узбекистане образовалось уже 1000 кг мусора.

Фото: Евгений Сорочин / Spot
Ежегодно в Узбекистане образуется 9 млн тонн твердых бытовых отходов. Ежедневно — почти 25 000 кг, ежечасно — больше тонны. И только 9% из них перерабатывается.
Согласно отчету Программы ООН по окружающей среде, объем материалов, используемых во всем мире для упаковки, в 2017 году достиг 90 миллиардов тонн. Это в три раза больше, чем в 1970 году.

Перерабатываемый мусор — это, прежде всего, сырье для заводов.

Лучше всего работает переработка ПЭТ — пластиковые бутылки идут на производство геотекстиля, геомембраны, экокожи, спортивного покрытия и линолеума.

В Узбекистане налажено производство пластиковых предметов быта (ведра, тазы) и индустриальных мешков, сырьем для которых служат использованные полиэтиленовые пакеты, одноразовая пластиковая тара, посуда и приборы.
Проблема отходов (пакетов, бутылок и прочей упаковки), которую мы сейчас решаем, — это всего лишь симптом. Само заболевание куда серьезнее: мы относимся к нашей планете так, как будто где-то в мире есть еще одна, запасная, и когда мы используем эту, просто сможем взять с полки новую.
— Джеймс Куинси, президент и генеральный директор Coca-Cola
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Другого Узбекистана у нас нет — давайте беречь этот.
Власти уже делают первые шаги — в декабре в Ташкенте запустился эксперимент по раздельному сбору мусора. Жителям объяснили, как правильно сортировать мусор, куда и что класть. По городу устанавливают контейнеры для раздельного сбора отходов - с каждым днем их становится больше.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Не стоит в стороне и бизнес - в 2018 году кластер Sanfa Products запустил линейку по производству домашнего текстиля. В качестве наполнителя используется синтепон из микрофибры, произведенный из переработанного ПЭТ-пластика.

И таких компаний становится все больше и больше, ведь переработка мусора может быть не только полезной для природы, но и прибыльной индустрией.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Сокращение мусора стало настолько важной темой, что компании вкладывают в такие программы миллионы долларов.

Одна из них Coca-Cola, которая еще в 2018 году объявила о намерении полностью перейти на перерабатываемую упаковку к 2025 году.

В 2030 году компания будет помогать собирать и перерабатывать в новые бутылки и банки весь объем упаковки, поступившей на рынок вместе с напитком.
Мир без отходов — это новая реальность
Coca-Cola - пионер в области биоразработки.

Например, в 2009 году она запустила революционную технологию PlantBottle® — это полностью перерабатываемая упаковка, изготовленная с использованием 30% материалов на растительной основе.

В январе 2019 года CEO Coca-Cola Джеймс Куинси объявил, что компания сделала эту технологию доступной для всех желающих, даже для конкурентов.

Вся упаковка Coca-Cola в Узбекистане производится из перерабатываемого материала.
Фото: Coca-Cola
С января 2020 года Coca-Cola совместно с ГУП «Махсустранс» раздаст более 600 специальных мусорных корзин для сортировки отходов в одной из махаллей в Ташкенте.
Жители смогут получить корзины в безвозмездное пользование. Цель компании - призвать к осознанному отношению к отходам и сортировке мусора.

Это пилотная версия проекта. В перспективе Coca-Cola планирует поддержать аналогичные проекты в регионах, а также, разработать программу мер по сортировке мусора в общественных локациях.
Работа по созданию мира без отходов непростая и включает множество составных частей.

Компании должны выполнить свою часть обязательств: убедиться, что их упаковка действительно перерабатывается.

Люди, в свою очередь, должны сдавать ее на переработку.
Фото: Coca-Cola
В одиночку ни одна компания, организация, правительство и тем более человек не смогут решить эту проблему.

Но представьте, что каждая компания, которая продает товары в упаковке, присоединится к нам, и вместе мы используем наш опыт и ресурсы, чтобы извлечь и переработать накопленный мусор и пластик.
Круговая экономика
Coca-Cola поставила цель стимулировать людей к переработке. В компании стремятся инвестировать немалые средства и распространять все знания, чтобы показать людям, что, как и где можно перерабатывать.

Известны примеры круговой экономики, когда пластик, стекло и алюминий используются многократно и не выбрасываются. Это вполне возможно и в Узбекистане.
Представьте, что мир без отходов вдруг стал реальностью. Представьте, что те 40 000 пластиковых бутылок, которые прибило к берегу океана, пока вы читали этот текст, — это последние 40 000 бутылок.

Вместе мы могли бы свести объем отходов к нулю. Это потребует тяжелой работы, самоотверженности и инвестиций со стороны многих игроков.

Но я уверен: оно того стоит. Наша планета только выиграет от этого. Так что давайте приступим к работе!
— Джеймс Куинси, президент и генеральный директор Coca-Cola