Как ранее писал Spot, 28 апреля Законодательная палата Олий Мажлис приняла окончательное решение касательно сотрудничества Узбекистана с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС).
Депутаты одобрили предложение правительства об участии Узбекистана в ЕАЭС в качестве государства-наблюдателя.
Что такое статус наблюдателя
Единственным наблюдателем в ЕАЭС сейчас является Молдова, которая получила этот статус в 2018 году.
Статус наблюдателя даёт возможность уполномоченным представителям государства присутствовать по приглашению на заседаниях, получать принимаемые документы.
При этом данный статус не даёт права участвовать в принятии решений. Наблюдатель обязан воздерживаться от любых действий, способных нанести ущерб интересам союза и государств-членов, объекту и целям договора о союзе.
Опыт Молдовы
Весной 2019 года президент Молдовы Игорь Додон подвел итоги первого года после получения республикой статуса наблюдателя союзе.
Он отметил, что страна пока не в полной мере демонстрирует свой экспортный потенциал, который у нее есть.
Додон подчеркнул, что за 2018 год товарооборот республики со странами ЕАЭС вырос на 10%, а за январь-март того года — на 3,5%.
«Это в целом неплохие показатели. В то же время рост товарооборота обусловлен преимущественно увеличением импорта из стран ЕАЭС в Молдову. Ввоз товаров из государств Евразийского экономического союза почти в три раза превышает поставки молдавской продукции на рынки объединения», — пояснил Додон.
По его словам, статус страны наблюдателя позволяет Молдове лучше изучить требования к качеству продукции, фитосанитарные и другие нормы, которые действуют в ЕАЭС.
Что хочет получить Узбекистан
В конце января президент Шавкат Мирзиёев в ходе послания парламенту затронул тему внешней торговли.
Глава государства отмечал, что для увеличения доходов населения, создания новых рабочих мест и расширения производства Узбекистану нужны новые рынки.
«Нет смысла производить продукцию, если она потом будет лежать на складе. Выход на рынки, в свою очередь, требует дешевых и доступных транспортных потоков, которые позволят снизить себестоимость. Почему наша продукция такая дорогая? Потому что транспортировка дорогая», — говорил тогда президент.
Он отмечал, что в этом направлении Узбекистан отстал на 20−25 лет — все пути уже заняты другими государствами. Когда-то Узбекистан закрыл границы, из-за чего транзитные потоки начали огибать страну, но сейчас необходимо восстанавливать позиции.
В стране есть все возможности для расширения транзита с нынешних 7 млн тонн до 16 млн тонн. Несмотря на то, что задача сложная, страна должна проложить пути на другие рынки — без этого невозможно добиться снижения стоимости импорта-экспорта и обеспечить стабильность экономики.
«Открытый рынок приводит к повышению качества продукции, снижению себестоимости, приходу новых технологий. Вот почему нам нужна экономическая интеграция», — говорил Шавкат Мирзиёев.
В парламенте, после принятия решения, отмечали, что взаимодействие Узбекистана с ЕАЭС послужит росту внешнеторгового оборота, усилению конкурентоспособности отраслей экономики и укреплению защиты прав наших соотечественников, осуществляющих трудовую деятельность в зарубежных государствах.
«В результате такого сотрудничества появится возможность экспорта продукции с добавленной стоимостью на $1,6 млрд, снизятся расходы на железнодорожные перевозки на $220 млн в и на 15−20% увеличатся доходы трудовых мигрантов», — говорится в сообщении парламента.
За счет упрощения таможенных процедур в сельском хозяйстве возрастут объемы поставки из Узбекистана в страны-члены союза плодоовощной продукции, а также многое другое.
Как проходило изучение
Первые аналитические материалы появились еще в октябре 2019 года. Spot публиковал их все — на телевидении проходили дебаты, высказывали свои мнения как отечественные, так и иностранные эксперты.
С начала года информацией начал делиться Центр экономических реформ и исследований при Администрации президента.
Там подробно рассказали о том, как вступление повлияет на бизнес, транспорт, автомобильную промышленность, обувь, сахар, продукты и другое.
В парламенте отметили, что также были проанализированы результаты социального опроса, проведенного среди граждан и бизнес-сообщества, мнения и позиции ученых, экспертов, специалистов.
ЕАЭС — политический союз?
В марте Spot публиковал статью, где старший научный сотрудник, исследователь по связям Шелкового пути Центра политических исследований и связей (Center for Policy Research and Outreach — CPRO) Вестминстерского международного университета в Ташкенте Фабриси Виельмини разбирал аргументы противников интеграции.
Он отмечал, что безусловным преимуществом сотрудничества с ЕАЭС вляется рационализация рынка труда., а противники склонны преуменьшать этот фактор.
Kак они утверждают, проблема конъюнктурная: уже через пять лет внутреннее демографическое давление не будет таким, чтобы требовать наличия льготного выхода для устройства узбекских рабочих на российском и казахстанском рынках труда.
Кроме того, существует аргумент, что государство должно думать о том, как создать рабочие места внутри страны, а не о том, как отправлять людей за границу.
«Такие аргументы кажутся мне слабыми, поскольку они не учитывают масштаб проблемы, создаваемой демографией страны. Многое может случиться за пять лет. Существуют объективные экономические и другие материальные ограничения на количество людей, которые могут быть включены в национальный рынок труда», — писал Виельмини.
Вместе с тем, эксперт отмечал, что Россия, безусловно, поддерживает укрепление ЕАЭС в рамках своей стратегии позиционирования на мировой арене в качестве одного из полюсов, определяющих международный порядок.
Соответственно будут попытки со стороны Москвы влиять на международную позицию Ташкента по ряду вопросов, особенно в отношениях с западными странами.
«С другой стороны, мне кажется, что с этим можно жить. Опыт Казахстана показывает, что можно быть близким союзником России и одновременно поддерживать глубокие и структурированные отношения с ЕС и другими глобальными игроками, действующими в Центральной Азии», — писал Виельмини.
Что теперь
В январе Шавкат Мирзиёев подчеркивал, что решение депутатов очень важно:
«Что вы, депутаты, скажете, то и будет. Вы представители народа. Изучите, проанализируйте, проведите расчеты — подходит нам это или нет. Но вы должны принять во внимание и те задачи, что я перечислил», — говорил президент.
Депутаты сказали свое слово, но для того, чтобы Узбекистан получил статус наблюдателя, должна быть направлена заявка, должен быть заключен меморандум.
У Молдовы от заявки до получения статуса ушло больше года, и страна все еще не вступила в союз, так как находится на стадии изучения.
Узбекистан, даже если станет наблюдателем, можно как решить вступить в ЕАЭС, так и отказаться. Все зависит от дальнейших изучений.
В ноябре 2019 года стало известно, что по самому оптимистичному прогнозу заявка от Узбекистана поступит до конца 2020 года. Но есть и те, кто считает, что вопрос будет решаться несколько лет.
Однако большинство экспертов придерживаются мнения, что долгих переговоров все-таки не будет, потому что на постсоветском пространстве все делается быстро или не делается совсем.