Из-за пандемии дистанционное обучение стало единственной возможностью получить знания и навыки в условиях карантина. Уроки и пары проводятся с помощью Zoom и других приложений, а для школьников были созданы специальные обучающие телепередачи, которые, скорее всего, останутся и потом.

Как будет дальше развиваться сфера обучения, останется ли актуальным онлайн-образование после карантина, и какие проблемы нужно решить для эффективного функционирования этой отрасли, Spot рассказали основатели и руководители образовательных учреждений.

«Большинство учебных центров уже не откроется»

По словам основателя школы RoboKidz, сооснователя школы молодого предпринимателя NEST Тимура Азаматова, ситуация с пандемией послужила отличным уроком для управленцев не только в Узбекистане, но и во всем мире — обнажила «узкие» стороны бизнеса.

Все, у кого не было наработанной «подушки» в виде финансов, клиентской базы, отработанных процессов, скорее всего, потерпят крах. Дело даже не в антикризисном менеджменте, который все бросились активно обсуждать, а в том, что было сделано раньше, насколько бизнес был готов к происходящим переменам.

«Онлайн-обучение — это совершенно другой подход. Ты не просто конкурируешь с уже устоявшимися бизнесами в интернете, тебе приходится соперничать прежде всего с телевизором, компьютерными играми, холодильником и другим приятным времяпровождением. Это не урок в классе, где легко управлять вниманием учеников, отслеживать реакцию, иметь не вербальную коммуникацию и так далее. Многие наши преподаватели не справились», — пояснил эксперт.

Он также считает, что сфера обучения (преимущественно частного) сильно поменяется — начнут больше использовать элементы геймификации и методики онлайн-обучения, которые перекочуют в офлайн. Огромному количеству контента, созданного в период кризиса, тоже найдется применение.

Чтобы помочь восстановиться этой области после карантина, следует упростить вход на рынок, задействовать льготы. Но большинство учебных центров уже не откроется, как и многие кафе, рестораны, считает Тимур Азаматов.

«Рынок уже изменился и будет только расти. Сейчас он получил огромное количество новых клиентов. При правильном развитии бизнеса мы будем наблюдать только рост. Кроме того, у многих, кто не пробовал обучаться дистанционно, уже сформирована новая привычка — это станет обыденностью, если не постоянством», — пояснил предприниматель.

Налоговые каникулы в помощь

Дияс Муталов, исполнительный директор учебного центра программистов BePro IT Academy, сооснователь учебного центра Sales School считает, что нормативно-правовая база по онлайн-обучению нуждается в доработке:

«Существенной проблемой в моем случае стала нестыковка постановления специальной комиссии относительно запрета деятельности учебных центров и возможности оказывать услуги онлайн. Вроде бы запрещено, но как бы можно?» — задается вопросом он.

В карантин большинство учебных центров столкнулось с большими проблемами — необходимостью платить аренду, поддержанием преподавателей. В этой ситуации годовые налоговые каникулы были бы существенным подспорьем для учебных курсов. Это позволит снизить стоимость обучения, косвенно повлиять на обстановку с безработицей.

«Кроме того, налоговые каникулы помогут улучшить материально-техническую базу учебных центров. Сумму освобождения от налоговых платежей можно привязать к количеству обученных людей, в том числе на льготных условиях (инвалиды, малоимущие и прочее)», — считает эксперт.

По его мнению, обучение различным специальностям в IT будет набирать обороты. Также будут востребованы курсы по освоению профессий, позволяющих быть самозанятым (швеи, сантехники, электрики и прочее). Появятся новые дисциплины, связанные с психологическим и личностным ростом.

Спрос на образование будет расти, на отдельные дисциплины прямо-таки в геометрической прогрессии. При этом Дияс Муталов предполагает возникновение разрыва (как качественного, так и количественного характера) между теми, кто может себе позволить обучаться дистанционно и теми, кто такой возможности не имеет.

Онлайн-платформы будут популярны, но нужно время

По наблюдениям Элбека Бахромова, исполнительного директора Khan Academy Uzbek, школьные учителя, ученики и их родители уже два месяца с переменным успехом приспосабливаются к дистанционному обучению. Система образования в Узбекистане и так претерпевала изменения, а неожиданный переход на телевизионное обучение стал новшеством для населения.

«Не каждый учебный центр смог наладить образовательный процесс онлайн, что уж говорить про школы. Только после пандемии мы поняли, что к такой форме занятий нужно подготовиться: проводить пробные занятия для проверки режима подключения, смотреть, как с этим справляются школьники. Необходимо ознакомить наших учителей и учеников с новейшими технологиями, чтобы избежать значительных проблем в будущем», — отмечает он.

После первого шока интерес к возможностям дистанционного обучения у ряда школ и семей возрастет. Если карантин продлится достаточно долго, то всем придется адаптироваться.

Что касается проблем школьного образования, то Элбек Бахромов считает, что их Узбекистане две:

  1. Для многих образование — это всего лишь посещаемость, конспект и корочка. Так относится к образованию большинство родителей, учеников и учителей.
  2. Низкий уровень технологического образования и интернета.

О зарождении рынка говорить еще рано. Все, кто приложит усилия сейчас, будут в минусе минимум еще год. Coursera, с ее уровнем развития и рентабельности, появилась в 2012 году, примерно в то же время возникли и другие выдающиеся платформы, для Узбекистана же еще нужно время, считает эксперт.

«Будущее образования связано с появлением специалистов нового типа, в том числе в сфере онлайн-образования — методистов и тренеров электронного обучения, координаторов онлайн-платформ, проектировщиков индивидуальных образовательных проектов. Это профессии ближайшего будущего», — подчеркнул Элбек Бахромов.

Для Khan Academy Uzbek текущий кризис стал возможностью выйти на широкую аудиторию. Как правило, система народного образования не способна к быстрым переменам, а большинство регионов не имеет ресурсов для модернизации. Однако нельзя сказать, что Министерство народного образования полностью игнорировало возможности обучения онлайн — еще в 2019 году вышел приказ министерства, где в качестве дополнительного образования было предложено использовать именно эту платформу.

Частные компании также участвовали в проектах государственной системы школьного образования. Среди них электронный школьный журнал Kundalik. Пока это вспомогательный сервис, но вероятно, с режимом самоизоляции тенденция внедрения новшеств заметно усилится.

Элбек Бахромов также рассказал, как можно улучшить процесс:

  • контент, контент, контент и еще раз контент. Люди зачастую не имеют представления, что интернет полон классных вещей. Тут проблема отсутствия контента на узбекском и наличие языкового барьера;
  • интернет;
  • важно адаптировать учебные онлайн-сервисы под нужды школ. Организация персональных уроков — не то же самое, что одновременное подключение целого класса и проведение полноценного школьного урока;
  • обучение аудитории: родителей, детей, учителей, министерств. Следует обратить внимание на предоставляемые рынком образовательные продукты, более детально изучить возможности. Сейчас система образования как никогда открыта для реформирования и быстрой модернизации. До сих пор школы не пытались перевести обучение в онлайн-формат, но внезапный тест возможностей дистанционного образования, по всей видимости, изменит подход.

По мнению эксперта, карантин — возможность перестроить текущие форматы и протестировать новые, а также выйти на широкую аудиторию, практически недоступную ранее. После снятия карантина зарегистрированные пользователи останутся на платформе, но их вовлеченность снизится.

Если подобные ситуации будут повторяться, опробованные по всей стране продукты снова пригодятся в будущем в качестве резервных систем. Если нет — технологии дистанционного обучения останутся востребованными для отдельных школьников или целых школ в отдаленных регионах.

Сегодня по всему миру уже работают десятки программ управления системой дистанционного обучения. К примеру, LMS (Learning Management System) выросла из онлайн-обучения. Консультационные центры на примере Edu-Action запускают свой ресурс, позволяющий будущим абитуриентам получить прямой доступ к квалифицированным консультантам по вопросам поступления и образования за рубежом.

«Отдельно стоит упомянуть облачные технологии. Теперь и преподаватели видят их преимущества. Ученики и учителя могут получить доступ к расписанию, домашним заданиям, документам, хранящимися на облаке. Студенты могут сдавать тесты или выполнять проекты удаленно, находясь в любом месте, где есть подключение к интернету. А учителя могут давать задания без привязки к школе», — отметил Элбек Бахромов.

Также в мире набирает обороты геймификация знаний — создание программ, которые помещают школьные предметы в игровую форму. Это один из самых перспективных трендов сегодня. Игры всегда были неотъемлемой частью обучения, но рост технологий и электронных устройств превратил их в отдельную обучающую индустрию.

Как в игре, студенты переходят с одного уровня на другой, приобретая знания и опыт по мере продвижения. Конечно, не факт, что геймификация будет основным методом, но ведутся активные изучения по этой теме.

Отдача от онлайн-обучения превзошла ожидания

Соучредитель учебного центра Inter Nation school Бекзод Максудов считает, что на дистанционное обучение перешла лишь малая часть заведений — университеты и школы Узбекистана не были готовы к такому повороту событий.

Большая часть государственных школ перешла на телеуроки, и только в некоторых частных школах руководство смогло заставить преподавателей проводить онлайн-занятия через Zoom.

Он отметил, что в учебных центрах происходит то же самое — мизерная часть из них смогла перейти на онлайн. На это есть весомые причины. Если переводить обучение в онлайн, его цена должна быть снижена минимум в два раза — оно не может сравниться в качестве с обучением вживую.

В Узбекистане далеко не все учебные центры смогли опустить цену в два раза и при этом ещё что-то заработать. Если бы так поступили небольшие учебные центры, они бы ушли в минус.

«Я не ждал большой отдачи от онлайн-обучения, но она оказалась в районе 70%−80%. Скажем, три месяца назад у меня было пять тысяч студентов. Я думал, что обучаться дистанционно будет всего 1,5−2 тысячи. Но, к большому счастью, многие были не против со скидкой получать знания онлайн», — поделился опытом Бекзод Максудов.

По его мнению, изменения в этой сфере зависят от срока карантина. Есть две большие проблемы, с которыми может столкнуться частный сектор этой отрасли в Узбекистане. Первое — арендная плата, второе — зарплата преподавателей.

Если карантин закончится быстро, большая часть учебных заведений сможет сохранить арендованные офисы, в которых они работали раньше. Если его опять продлят, то не все будут иметь возможность удержать свои места. Арендодатели передадут помещения другому бизнесу в связи с неплатежеспособностью учебных центров.

«Что касается дальнейшего спроса на дистанционное обучение, то большинство людей стало понимать, что изоляция закончится нескоро, и не нужно тратить время впустую. В регионах тоже начался переход на онлайн-обучение. Я буду вкладывать в это деньги, ведь в течение следующих лет спрос может увеличиться», — отметил эксперт.


От Spot. Поддержите героев статьи в карантин — подпишитесь на страницы NEST, BePro IT Academy, Khan Academy Uzbek и Inter Nation school в Facebook, рекомендуйте их друзьям и близким.