Основатель и руководитель семейства компаний Anglesey Food (korzinka.uz, City Taxi, Red Tag, FLO и другие) Зафар Хашимов стал гостем очередного выпуска YouTube-проекта украинского миллиардера Евгения Черняка Big Money. Spot приводит основные выдержки из беседы.

О том, как появилась korzinka.uz

Когда я учился в магистратуре в Англии, я проходил стажировку в одной компании. По окончанию учебы мне предложили остаться и устроиться к ним на работу, но я верил, что я смогу добиться успеха в новом Узбекистане, и предпочел вернуться, нежели быть клерком в офисе в Лондоне.

«Я их поблагодарил за предложение и отказался, а они попросили, чтобы я дал им знать, если будет какой-то интерес, какая-то возможность участвовать в бизнесе в Узбекистане».

Это был 1994 год. Я приехал и увидел, что рынок практически пустой, потребительских товаров почти нет, надо ввозить. Возможности лежали на поверхности и мы с той компанией создали совместное предприятие — от меня управление, от них капитал, опыт и связи в области FMGS.

«Вот так мы начали торговать. Первая наша совместная компания, Balton Trading, существует до сих пор. Из этого выросло все остальное. Когда мы занимались дистрибуцией, мы увидели, что розница хорошая возможность и так появилась korzinka.uz».

Сейчас у нас 57 магазинов трех форматов. Мы продаем все, кроме алкоголя и сигарет. Не могу сказать, что мы на этом что-то теряем, потому что я никогда этими товарами и не занимался. К тому же, как мне кажется, отсутствие у нас алкоголя это хороший имиджевый фактор.


О том, зачем компании своя соцсеть

У нас есть свой внутренний Facebook — inTouch. Когда нас было мало, я мог общаться с каждым напрямую, но сейчас нас уже 4,5 тыс. человек.

«Так что мы создали свою социальную сеть — здесь и чат, и новости компании и другое. Любой может написать мне напрямую. Доступ к сети получает каждый новый сотрудник».

Ее отличие от закрытой группы в Facebook в том, что здесь мы загружаем различные учебные программы, новые правила для кассиров, можно скачать тренинговые программы для экзаменов и многое другое.


О среднем чеке и отношениях с поставщиками

В течение месяца проходит более 3 млн чеков, средний чек около 120 тыс. сумов. Что касается поставщиков, то есть такие, которым мы платим даже вперед.

Если кто-то жалуется, в том числе властям, то надо понимать, что подписывается договор, все обговаривается заранее. У всех есть выбор — мы не единственная сеть в стране, к тому же, супермаркеты занимают всего 8% рынка — остальное занято базарами.

«Всем в бизнесе движет интерес. Чтобы попасть к нам на полку, надо ответить, добавляет ли ваш продукт ценность супермаркету. Например, за счет эксклюзивности или покупателей, которые придут к нам за этим продуктом».

Многие думают, что если окажутся на полке, то все, happy end. На самом деле, это только начало. Как у поставщиков есть конкуренты, так и у нас есть свои страхи и тревоги. К примеру, за время работы я закрыл шесть точек.


О статусе бизнесмена в Узбекистане

В последние годы предприниматели обретают тот статус, который они заслуживают. В предыдущие годы было предубеждение, что предприниматель это мошенник, жулик, делец и так далее.

«Всегда было обидно, что на предпринимателей смотрели с прищуром. После прихода нового руководства отношение к бизнесменам кардинально поменялось, даже у правоохранительных органов».

О сделке с ЕБРР

Первые переговоры начались более двух лет назад. Компании нужны были не столько деньги, сколько новый уровень. Мне всегда поступали предложения инвестировать, но я избегал этого, потому что выбор партнера это очень важно.

«Пришло осознание, что рынок открывается, рано или поздно сюда придут клиенты, у которых больше налажены институциональные связи, процессы. Сотрудничество с ЕБРР дает возможность сделать скачок в развитии».

Процесс шел тяжело, но когда видишь результаты, то понимаешь, что оно того стоило. До ЕБРР я не знал, где заканчиваюсь я, а где начинается компания — как бросало меня, так и бросало и ее. После же начинает правильно выстраивать структуру, которая, самое важное, работает с вами или без вас. Жизнь компании не должна быть ограничена вашей жизнью.


О зарплате и первом миллионе

Когда ты начинаешь бизнес, ты считаешь мерилом своих желаний и всего остального N-ую сумму. Я точно помню, как я шел к $100 000 и все время подсчитывал, где я нахожусь. Потом это прошло, потому что понимаешь, что есть другие показатели.

«Я не помню, как перешагнул этот рубеж [первый миллион] и следующий тоже. Я даже не знаю, сколько стою. Живу же я на зарплату. И Tesla, и жизнь и все остальное — все на зарплату, она у меня в районе $10 000».


Цитаты

«Самое важное в бизнесе — не знать хороших ответов, а задавать правильные вопросы».

«Самая успешная розница это местная розница. В Англии, Казахстане, России, Германии это так. Меня радует то, что розница это очень локальный бизнес. Локальность это преимущество».

«Я всегда совершаю покупки в korzinka.uz. Обязательно надо пробовать свой бизнес на вкус».

«Первый супермаркет я открыл, чтобы показать своим клиентам по Balton Trading, как должно быть. Я говорил, что нельзя, чтобы печенье стояло рядом с мылом. Первый магазин так выстрелил, что мы решили продолжить».

«Я согласен, что следующий этап для развития бизнеса — географический (расширение, выход на новые рынки). Но надо учитывать, что розница, опять-таки, это очень локальный бизнес».

«Совет себе 20-летнему: „Специализация очень важна. Не будь уткой — ты сможешь летать, плавать и ходить, но все делать очень плохо. Ты лучше лети, плавай или ходи. Что-то одно“».

«Результат должен оправдывать путь, а путь должен быть достоин результата. Без видения результата путь это просто нахождение в пространстве. Цель придает пути смысл».

Это — лишь небольшая часть выпуска. Весь ролик можно посмотреть на YouTube: