Обратите внимание: вся информация в статье представлена исключительно в ознакомительных целях. Цифры примерные и могут различаться в зависимости от каждого индивидуального случая.


Начало

История Anorhome началась в 2020 году с организации продаж жилого комплекса в Сергелийском районе Ташкента.

Меня как риелтора пригласила в проект узбекско-британская компания Beltera Holding: им требовался партнер с опытом в сфере недвижимости и знанием рынка.

Моя компетентность в вопросах потребностей рынка позволила выдвинуть встречное предложение: создать компанию, способную предлагать услуги, в которых нуждается активно растущий девелоперский рынок.

Эту идею поддержали в компании и полностью профинансировали.

Из-за того, что на рынке Узбекистана не было консалтинговых компаний в сфере недвижимости, оказывающих весь комплекс таких услуг, как стратегический и инвестиционный консалтинг, риелторские услуги и так далее, нам приходилось опираться только на зарубежный опыт.

Поэтому процесс создания компании занял больше времени, чем прогнозировалось. Кроме того, потребовалось обучать кадры и разрабатывать нестандартную для риелторского бизнеса структуру компании.

Начало работ пришлось на самый разгар пандемии. В период карантина мы выработали концепт ЖК Sergeli Residence и торгового центра автозапчастей Auto Mall Tiger, построили офис продаж, набрали 15 менеджеров и повысили их квалификацию.

Девелоперский бизнес по сути похож на брокерское дело. Девелопер находит землю, привлекает инвестиции в проект и нанимает строительную компанию.

Далее приглашается команда специалистов по продажам. При таком дифференцированном подходе заметно растет качество каждого из направлений работ.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Оформление

Для начала нужно определиться с направлением. Haибoлee вocтpeбoвaннaя ycлyгa нa рынкe недвижимости — кyпля и пpoдaжa квapтиp. Meнee пoпyляpны кyпля и пpoдaжa кoммepчecкoй и зaгopoднoй недвижимости, eщe мeньший cпpoc нaблюдaeтcя нa apeндy квapтиp.

Спустя время можно cкoнцeнтpиpoвaтьcя нa нecкoлькиx ceгмeнтax pынкa и дoбaвить нoвыe ycлyги. В целом, откpыть pиелтopcкoe aгeнтcтвo мaлo — нyжнo paзpaбoтaть cтpaтeгию yпpaвлeния и paзвития бизнecа.

Один из важнейших документов для регистрации компании по строительному консалтингу — это лицензия на консалтинг и риелторскую деятельность. Ее выдает Агентство по управлению государственными активами. Для получения лицензии требуется 2 сертифицированных риелтора в штате.

Кстати, при получении товарного знака в Агентстве по интеллектуальной собственности мы столкнулись с проблемой: наше название признали схожим с недавно открывшимся Anorbank. Решили эту проблему, отказавшись от смежных с банковской сферой услуг.

Сумма инвестиций на старте. В проект было инвестировано $140 тыс. До сих пор мы вкладываем деньги и не собираемся останавливаться на достигнутом.

Одна из главных статей расходов — это инвестиция в кадровый ресурс, так как именно специалисты делают наши услуги эффективными.

Объект
Сумма (в долларах)
Офис с нуля
50 000
Ремонт
10 000
Мебель
5000
Оборудование
от 7000
Макеты зданий
8000
Обучение сотрудников
700
Создание сайта
5000
Зарплата сотрудникам
от 3000
Коммунальные затраты
от 700


Локация. Агентство можно открыть в центре города, или же — в спальных районах. Основное требование — первый этаж и отдельный вход. Размер офиса зависит от штата компании. Для четырех-пяти человек достаточно 20−25 кв. м.

Персонал на начальном этапе. Офис Anorhome делится на две части — фронт и бэк-офисы. В фронт-офисе кадры, которые непосредственно работают с клиентами. Это важнейшая часть нашей команды, которая напрямую отвечает за результат компании.

Бэк-офис — это юридическое сопровождение, найм персонала, бухгалтерия, финансы и многое другое. В самом начале запуска нам требовался именно бэк-офис.


Фото: Anorhome

Успех компании напрямую зависит от высококвалифицированных, мотивированных сотрудников, имеющих стремление к совершенству, желание достигать и поддерживать интересы компании так же, как и свои. Поэтому мы сами с нуля обучаем персонал для более эффективной работы.

Как привлекали первых клиентов. В первую очередь мы подключили СММ агентства для рекламы. В офлайне мы использовали баннеры, наружную рекламу и так далее.

Мы нанимали людей, которые на улице раздавали флаеры и объясняли преимущества компании. Еще хорошо работала реклама в Facebook, Instagram. Но мы не останавливались только на рекламе, мы также приглашали PR-специалистов, которые помогали в продвижении и улучшении дальнейших продаж.

После Sergeli Residence нашими клиентами стали бизнес-центр Travel и жилой комплекс Buyuk Ipak Yuli 311. Кроме того, недавно нам предложили сотрудничать с архитектурным бюро, с которым мы создавали Sergeli Residence.

Так, в целом в крупном B2B-секторе хорошо работает репутация и нетворкинг. Чем больше продажи, тем выше результат для бизнеса партнеров.

Прибыль и сроки окупаемости

Ценообразование. За год работы мы смогли разработать структуру и услуги Anorhome. Среди них стратегический и инвестиционный консалтинг, маркетинговые исследования, продвижение девелоперских проектов, риелторские услуги и доверительное управление.

Исходя из предложений от компаний, стоимость услуг Anorhome варьируются по каждым направлениям по отдельности — от 3% до 5% от стоимости реализации проекта.

Например, в риелторские услуги входят консультация, реализация покупки и аренда коммерческой недвижимости на территории Узбекистана.

Фото: Евгений Сорочин / Spot

Услуга доверительного управления и продвижения девелоперских проектов же направлена на решение задач, связанных с увеличением продаж, а также оптимизацию операционных расходов.

Прибыль и сроки окупаемости. Небольшая фирма может окупиться за несколько месяцев, в нашем же случае через пару лет, так как рентабельность проекта зависит от уровня затрат, намеченных планов и запросов собственников.

При грамотном построении бизнеса в месяц можно заработать от $5 тыс.

Нюансы риелторских услуг в Узбекистане

В Узбекистане рынок риелторских услуг находится в теневом секторе экономики и никак не регулируется. Это происходит из-за того, что реальная стоимость объектов недвижимости на вторичном рынке не отражается в документах, а законодательство к этому не обязывает.

Пользуясь этим, риелторы не указывают свою комиссию и уклоняются от налогов. Более того, многие «базарные маклеры» вовсе не имеют профессиональной лицензии.

Из-за этого рынок в целом предлагает некачественные услуги, а сами риелторы избегают ответственности при возникновении проблем после сделки, потому что стоимость их услуг никак не отражается в договорах купли-продажи.

Большинство стартапов появляются, когда предприниматель понимает незанятую нишу и проблемы на рынке. Anorhome — такой же пример: мы видели несовершенство на риелторском и девелоперском рынке и могли предложить альтернативный подход.

Ситуация на рынке. Динамика в плане консалтинга положительная. Из-за высокой конкуренции в сфере недвижимости местные девелоперы уже имеют потребность в более профессиональном уровне продвижения и продаж.

Также имеются зарубежные компании, которые ищут надежных местных партнеров, чтобы выйти на узбекистанский рынок недвижимости.

С изменениями в целом нового политического и экономического подхода государства, рынок недвижимости стал меняться в лучшую сторону.

Если так и будет продолжаться, рынок станет предлагать более качественные предложения, а теневая экономика — уходить в прошлое. Покупка недвижимости станет более доступной для народа.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Карантин и бизнес. Во время карантина появилось время для создания Anorhome. Во время локдауна активно развились онлайн-продажи и продвижения — продавцы по недвижимости стали давать более качественную рекламу.

При этом цены на недвижимость не изменились. Еще один интересный факт: у нас сильно повысился спрос на частные дома и квартиры с террасами.

Во время карантина люди оказались заперты в своих домах, и многим захотелось иметь хотя бы небольшой уголок на свежем воздухе даже в городских условиях.

Советы для начинающих бизнесменов. Не стоит начинать бизнес, не имея опыта в конкретной области. Старайтесь сначала поработать в этой сфере, познайте ее особенности изнутри.

Конечно, серьезный проект сложно начать без хороших партнеров. Постоянно обучайтесь, потому что рынок меняется, и однажды вы можете не успеть за ним.

Еще одна из частых ошибок — начать рабочий процесс, не подписав договор об услуге. Также не стоит излишне демонстрировать свои бизнес-процессы клиентам, так как они начинают думать, что это легко повторить своими силами.