Алишер Джуманиязов — маркетолог и предприниматель. Вступил на путь маркетинга в 2013 году, когда об этом так бурно еще не говорили, а компании не уделяли должного внимания.

Предприниматель вместе с партнерами за прошедшие годы реализовал несколько проектов — рекламное агентство Rock’n’Roll media, интернет-издания — Citizen и VOT, кулинарную школу «Казан», школу бизнеса Alpha Education, учебный центр английского языка Alif и бренд одежды Tony.

В итоге главным делом стала Alpha, ради которой команда отказалась почти от всех остальных проектов. Школа, по сути, выросла самостоятельно из простой идеи о курсах, без той миссии и философии, что есть сейчас.

«Помнится как вводили на рынок MyTaxi, а еще успели поработать с крупными брендами: 18+, Kippers, Uzbat, „АвтоГАЗ“. Делая маркетинг и рекламу для совершенно разных проектов, общаясь с разными предпринимателями, набрались опыта и понимания, как все должно работать. В 2016 году запустили, на мой взгляд, свой первый настоящий бизнес — Alpha Education», — делится Алишер.

На начальном этапе только открывшаяся группа состояла из двух человек, сегодня количество обучающихся возросло до 200−300 в месяц. Теперь новый поток школы начинающего маркетолога запускается не два раза в год, а ежемесячно.

По словам Алишера, в то время на рынке почти не было конкурентов и при этом был некий скептицизм, когда люди не относились к курсам как к серьезному образованию.

«Да и мы сами лишь спустя год работы поняли, что Alpha — это бизнес-школа с курсами по маркетингу, менеджменту, продажам и финансам. Расти продолжаем по сей день и потому для нас важно создать экосистему, которая позволит людям сделать шаг в будущее», — рассказывает предприниматель.

Все это вкупе привело Алишера и его партнеров на путь бизнеса, за годы работы которого были свои взлеты и падения.


1. Не были сфокусированы на чем-то одном

Три года мы занимались несколькими проектами одновременно. Помимо Alpha, открыли интернет-издание Citizen, кулинарную школу «Казан», бренд одежды Tony и Topchan и всегда продолжали заниматься маркетинговым агентством.

Времени, да и внимания Alpha Education всегда уделяли недостаточно. Не то, чтобы мы совсем не занимались проектом, но фокуса у нас на нем было мало.

И только спустя три года поняли, что намного мудрее и разумнее будет сконцентрироваться на чем-то одном — так мы смогли погрузиться в сферу образования, начать строить систему и работать над усилением команды.

В 2019 году договорились, что будем говорить «нет» всем предложениям и идеям, которые не связаны с развитием Alpha, а также закрыли агентство, журнал и бренд одежды. И с этого момента увидели результаты, которых раньше не достигали.


2. Долго тянули с увольнением людей, которые нам не подходили

Мы всегда были очень добрыми. Для нас важно, чтобы человек комфортно занимался тем, что ему нравится. Но бывали случаи, когда принципы работы, культура и философия компании не совпадали с видением некоторых сотрудников.

Прикладывали много усилий, терпения и времени, в надежде, что человек изменится. Но спустя время поняли — мы совершенно разные люди по культуре, и от этого страдают другие члены команды.

Тянуть неизбежное расставание было не лучшим вариантом, так как это тормозило наше развитие.

И сейчас, когда команда состоит из людей со схожими принципами и ценностями, мы вместе прилагаем все усилия для достижения единой цели и преодолеваем любые трудности на своем пути.

В итоге научились быстро прощаться с теми, кто не с нами.


3. Ставили слишком большие и амбициозные цели

Не вижу ничего плохого в том, чтобы мечтать построить глобальную компанию наравне с Apple или Google. Но когда ты только начинаешь с чего-то очень маленького, это может и вдохновит на каком-то этапе, но потом приведет к выгоранию.

Людям же всегда нужны небольшие победы, потому что они каждый день работают для достижения цели. Мы тоже изначально поставили большие цели, но это отнимало достаточно энергии.

Но ошибкой было не то, что мы были амбициозны, мы до сих пор такие. Правда теперь, помимо этого, у нас есть конкретные цели на год, квартал и месяц. Все это позволяет команде ясно видеть путь и оценивать свои результаты.


4. Не было аналитики и планирования

Когда у нас было не так много студентов, да и мы сами еще не выросли, то это не сильно на нас сказывалось. Действовали зачастую интуитивно и решали проблемы по мере их возникновения.

Но как только стали расширяться, то почувствовали, что без аналитики и планирования перестаем развиваться и совершаем все больше ошибок, которых можно было бы избежать.

К 2021 году решили подойти по-новому — провели стратегические сессии со всей командой, поставили цели и составили план совместно с руководителями всех отделов.

Не могу сказать, что все сделали идеально в этом году — допустили много просчетов и не все удалось реализовать. Но однозначно стали эффективнее и умнее, внедрили аналитику почти во все процессы и начали отслеживать различные данные, которые позволяют нам развиваться.


5. Не смотрели на Alpha как на бизнес

Мы предприниматели, которые не были заточены под зарабатывание денег. Нам всегда нравилось делать что-то крутое, интересное, новое. И мы наслаждались самим процессом, а не его результатами. Именно это в итоге вредило проекту.

Сейчас пониманием, что выручка и финансовые потоки — это показатель успешности бизнеса и возможности для его дальнейшего роста и развития.

Да, мы не стали компанией, которая ставила целью иметь деньги любым способом. Для нас на первом месте также остается качество образования и наши слушатели.

Но в то же время, теперь в компании отдел финансов участвует во всех процессах, что в итоге позволяет нам принимать взвешенные и умные решения.

За этот год многое переосмыслили, стали сильнее и в 2022 году готовимся к запуску условной Alpha 3.0, которая даст доступ к современному и эффективному образованию намного большему количеству людей.