Прошлый год внес серьезные коррективы в нашу жизнь. Пандемия коронавируса стала испытанием для всех направлений бизнеса.

Не осталось ни одной сферы, которая бы не изменилась, не поддалась влиянию обстоятельств. Одним из лидеров процесса перемен, конечно же, стал ритейл.

Сфере пришлось спешно менять свои стратегии и искать новые подходы, а также следовать возникшим трендам.

Сегодня розничная торговля в Узбекистане входит в период взрывного роста. Сегментом супермаркетов страны уже интересуются зарубежные игроки и инвесторы.

Так, например, на рынок уже успели зайти крупные игроки, как французская сеть Carrefour, казахстанский ритейлер Magnum Cash&Carry, российская сеть «Доброцен» и так далее.

О том, почему Узбекистан оказался на пороге бума супермаркетов и как конкуренция скажется на сфере рассказывают специалисты:


Роман Сайфулин,

управляющий сети супермаркетов Makro.

2021 год начался для нас крайне тяжело — имевшие место судебные разбирательства с торгово-развлекательным центром Samarqand Darvoza привели к тому, что Makro пришлось покинуть его территорию.

Таким образом мы потеряли 2 свои крупные локации (Makro продала свой магазин в Compass).

Но уже в ноябре текущего года в ТРЦ «Депо Mall» наш гипермаркет площадью 3746 кв. м., ставший копипастом магазина большого формата в Compass, начал свою работу.

В общем количестве мы запустили 19 магазинов и открыли для себя новые города — Джизак, Замин, Гулистан и Каган. Сегодня мы покрываем 30 городов, девять областей республики. В общей сложности у нас 112 магазинов.

На самом деле год был продуктивным. Со стороны немецкой компании Technische Überwachungs-Verein была произведена ISO 9001 и ISO 22000 (HACCP). Мы получили менеджмент-качества, сертификат по пищевой безопасности.

Кроме того, EY завершил аудит 2018−2020 годов. Действительно, это наша самая большая победа, потому что пройти отчетность соответственно с международными стандартами считается болезненным и долгим процессом.

Также с первого июня мы полностью перешли от системы национальной отчетности на МСФО. Вдогонку завершили процесс стратегии в том виде, который будет понятен любому банку, портфельному инвестору, стратегу и так далее.

Для себя приняли окончательное решение, что двигаться вперед лучше всего в партнерстве, чтобы не опоздать.

Еще в июне запустили рассрочку. Следуя формату Express, стали открываться рядом с маленькими магазинчиками.

Тогда не понимали, почему люди ходят в этот магазинчик, несмотря на то что цены у нас ниже, да и ассортимент шире. Оказалось, многие клиенты используют систему «тетрадки».

Хозяин магазина — он сам же продавец, руководитель и мерчендайзер, знает почти всех соседей-покупателей и их покупательскую способность. В итоге мы подумали, что нам тоже нужно создать такой механизм.

Сегодня банки-партнеры выдали в общей сложности 52 тыс. экспресс-кредитов, максимальная сумма которого не должна превышать 500 тыс. сумов.

Кстати, внутри компании мы оцифровали все процессы компании и практически полностью ушли от бумажного документооборота. Посчитали, что при этом на бумаге будем экономить порядка 270 млн сумов в год.

Еще одним эко направлением стало — ввод в эксплуатацию первого этапа сети заправок для электрокаров. Мы установили 14 станций, 10 из которых расположены около наших супермаркетов в Ташкенте, а остальные в Самарканде, Коканде и Намангане.

Фото: Евгений Сорочин / Spot

Каким был год для ритейла

Узбекистан уже несколько лет в центре международного внимания и 2021 год не исключение. Во-первых, это связано с тем, что страна открылась. Во-вторых, стали понятны налоговые механизмы и принципы их работы.

За последние пять лет очень многие компании и бренды вышли на наш рынок. Все это способствует распространению информации о нашей стране и указывает на поступательное продвижение в этой сфере.

Следует подчеркнуть, что заходят совершенно разные форматы ритейла. Например, на рынке о себе заявляет компания Schiever с форматом Bi1 — «магазин у дома».

Буквально на днях на рынок вышла российская сеть дискаунтеров «Доброцен», открылись первые гипермаркеты казахстанского ритейлера Magnum Cash&Carry. Еще не успели открыться компании, такие как «Магнит Косметик» и «Светофор».

Конечно, еще повлияла сильная активизация существующих локальных организаций. Узбекистан в целом интересен зарубежным игрокам населением и неосвоенным рынком современной розницы.

Для нас поворотным моментом стала осень текущего года. Он связан с выходом двух очень важных постановлений, предусматривающих освобождение фруктов от таможенной пошлины и мясной продукции от НДС.

Благодаря этому мы смогли сравняться с ценой, которая предлагается на традиционном рынке.

Да, мы остаемся в любом случае немного дороже в связи с нашей наценкой из-за различных эксплуатационных и операционных расходов. Но все равно я думаю, что традиционные рынки по небольшим объемам уступают современной рознице.

В пандемию покупательский спрос в наших магазинах упал, но вырос средний чек. В этом году трафик начал восстанавливаться, но все же не достиг того уровня, который был до пандемии. Хотя при этом среднее количество покупок выросло в два раза.

Фото: Евгений Сорочин / Spot

Из прогнозов на 2022 год

Этой осенью мы планировали достроить dark store, но к сожалению не успели. Сейчас на рынке появилось очень много игроков, которые предлагают маркетплейс.

Они готовы осуществить доставку, но не намерены вкладываться в товары и складские помещения. Мы окажем свои услуги в качестве call-центра, обработки и сборки заказов таким компаниям.

А дальше это уже работа IT-компании, которая лучше представит и продаст товар в веб-пространстве.

Что касается внутренних изменений в компании, то мы пересмотрели стратегию, разработанную в прошлом году.

Решением нашего совета мы провели тендер, пригласили международную компанию Oliver Wyman, которая провела огромную трехмесячную работу по анализу рынка.

В итоге в сентябре мы получили стратегическое развитие Makro на 2022−2026 года. Специалисты этой компании также помогут наладить процессы по операционной эффективности.

В следующем году однозначно усилится конкуренция. А это в свою очередь приведет к улучшению качества магазинов.

В первую очередь ритейлеры будут биться за цены, ассортимент, за более лучшие условия поставщикам и клиентам. Магазины ранга «средний» и «средний плюс» будут инвестировать в комфорт своих помещений.

Что касается развития сети, я боюсь называть какие-то конкретные цифры, но могу сказать точно, что наша главная задача — работа над операционной эффективностью.

Большие изменения коснулись нашего пакета fashion-розницы. Первым экзитом была продажа сети магазинов игрушек Erkatoy, далее мы продали Armani Exchange и последней крупной сделкой уходящего года стала реализация сети магазинов LC Waikiki владельцу бренда.

В нашем управлении остается еще несколько брендов, по которым мы ведем переговоры и планируем продажу до начала сезона весна-лето.

Таким образом хотим больше сконцентрироваться на развитии продовольственных супермаркетов и, обязательно, нашей собственной дистрибуции.


Зафар Хашимов,

основатель и руководитель сети супермаркетов «Корзинка».

Этот год получился у нас плодотворным периодом активной трансформации.

В прошлом году, после привлечения прямых инвестиций от ЕБРР, мы создали стратегию развития на пять лет, два из которых уже позади.

Трансформация проходит по многим параметрам, то есть, мы обновили информационную систему, перешли на новую SAP S4/HANA программу.

Использование платформы улучшает качество ведения бизнеса, понимания происходящих бизнес-процессов и управления ими.

По сути, программу можем назвать нервной системой, которая изнутри помогает управлять компанией, иметь хорошие данные, уметь их анализировать и на их основе принимать своевременные решения.

В этом году была проделана огромная работа по подготовке сотрудников к системе Onboarding. Комплексный подход к улучшению промо-политики привел к росту доли промо-продаж в четыре раза.

Особое внимание уделяется развитию программы лояльности. Доля покупок по карточкам лояльности увеличилась больше чем на 40%.

В будущем мы будем развивать сотрудничество с финтех-проектами и на его основе намереваемся предоставлять покупки в рассрочку, потому что, очевидно, клиенты с большим «аппетитом» закупают продукты в зарплатные дни, а затем переходят к более экономному режиму покупок.

Поэтому, мы верим, что рассрочка в оплате станет полезным инструментом, как для покупателей, так и для нас в планомерном распределении продаж по календарю.

Фото: Евгений Сорочин / Spot

Нужно отметить, что мы активно расширялись — открыли около 20 новых торговых точек, провели ребрендинг. Когда мы начинали свой бизнес и у нас было всего несколько магазинов, всегда в центре нашего внимания стоял клиент, его потребности, прихоти и желания.

Я, наверное, по праву могу сказать, что мы самая услужливая сеть в стране, которая лучше всех понимает и знает своего потребителя. Это создает нам хорошее конкурентное преимущество.

В декабре нашей сети исполняется 25 лет. В честь этого юбилея мы обновили позиционирование и миссию. Подумали, что нам нужно четко подчеркнуть, что мы приложим все усилия для того, чтобы покупки в «Корзинке» были частью дневного ритуала нашего клиента, и делал он это с особым удовольствием.

Клиент всегда был и остаётся в фокусе всего, что мы делаем.

Мы все находимся в конкурентной среде и говорить, что она нас не действует, неправильно. Но стоит отметить, что идея ребрендинга, не совсем связана с заходом на рынок новых игроков.

Мы вынашивали её долго, как это было в предыдущий раз, когда мы проводили ребрендинг, в 2005 году, переименовав сеть в Korzinka.uz. Именно тогда в логотипе компании появилась тележка с названием korzinka.uz.

Тогда не могли иметь «корзинку» без приставки uz, потому что мы одновременно с названием запускали онлайн-магазин и рекламировали своим названием его сайт.

Также, мы называли себя, как сайт, потому что слово «корзинка» звучало не совсем по узбекски, а Korzinka.uz было уже достаточно узбекское.

Недавно в новом издании толкового словаря узбекского языка слово «корзинка» вошло в словарь как полноправное узбекское слово, так как в течении лет в нашей литературе было несколько раз применено это заимствованное слово.

Сейчас оно такое же узбекское, как «самолёт», «трамвай» или «онлайн». Поэтому мы теперь смело называем себя «Корзинкой».

Фото: Евгений Сорочин / Spot

В целом считаю, что ребрендинг прошел очень успешно. Большинство наших клиентов сказали, что имидж стал более динамичным, живым.

Наш логотип олицетворяет движение, что соответствует нашему нынешнему развитию. Мы никогда не будем останавливаться на достигнутом.

Каждый раз находим то, что не хватает нашему покупателю. Всегда пытаемся привозить сезонные продукты. Например, мандарины «по карману», самая вкусная белорусская картошка в салатах украсят новогодний стол.

Что произошло в этом году

Розничная торговля, наверное, одна из немногих отраслей экономики, где абсолютно нет государственного регулирования и действуют самые настоящие законы свободного рынка, из-за чего в секторе возникают очень большие возможности для свободного развития и конкуренции.

Например, на рынок вошли такие игроки, как Carrefour, Magnum Cash&Carry, Fix Price и так далее. Также хорошо развиваются и отечественные сети — «Корзинка», Makro, Havas, Asia, Baraka Market.

В этой отрасли наблюдается свободная конкуренция и присутствует хороший потребительский рынок. Мы считаемся самой густонаселенной страной в Центральной Азии, поэтому, по моему мнению, потребительский сектор будет здесь оставаться драйвером.

Размер рынка розницы в стране находится в промежутке от $6−8 млрд, из которых на «организованную розницу» приходится 7−10%.

Потребитель всегда меняется, меняется его мировоззрение, привычки и конечно потребности. Люди за последние два года стали более требовательны к санитарным нормам, к содержанию продуктов и своему здоровью.

Благодаря этому многие начали уходить из традиционной торговли. Кстати, интересное наблюдение — после карантина клиенты начали часто спрашивать продукты ПП, не содержащие сахара, без глютена и продукты для диабетиков и различных диет.

Конкуренция. 90% доли розничной торговли все еще принадлежит базарам и мелкой торговле. Во время локдаунов был переток клиентов к нам и те люди, которые пришли к нам в прошлом году, остались с нами и в этом.

В текущем году количество чеков на 20% больше, чем в прошлом, а в прошлом году было на 38% больше, чем в 2019. Вот такими скачками растет клиентская база современной торговли.

Фото: Евгений Сорочин / Spot

Вызовом для всех сфер в этом году все-таки осталась пандемия. В течение года наблюдались сезонные вспышки. Для нас важным стало проведение мероприятия по вакцинации, с которым мы успешно справились — более 80% наших сотрудников провакцинировались.

Нам приходилось стимулировать это разными способами. Например, сейчас по итогу года разыгрываем автомобиль и десятки призов среди вакцинированных сотрудников.

Имели место и логистические проблемы. Например, контейнеры с оборудованием доставляются с опозданием, а мы открываемся в коротких сроках, поэтому нам нужно оборудование во время.

Сложилась сложная ситуация на мировом рынке и с чипами. Только после личных переговоров с вице-президентом крупной международной корпорации, выпускающей терминалы сбора данных, нам удалось привести 100 терминалов, залежавшихся где-то на складах в Латинской Америке. Других нигде просто не было.

Из-за задержки товаров из России в связи с пандемией нам пришлось доставить аналогичные товары из других стран. Такие вот большие вызовы, порой бессонные ночи были в этом году.

Особую гордость вселяет то, что наших потребителей не затронули эти проблемы, и они находили нужные товары на полках магазинов бесперебойно.

Что ожидать в 2022 году

Следующий год будет очень интересным для ритейла — вхождение новых игроков, развитие существующих. Думаю, даже во многом он даже будет определяющим.

Конкуренция на самом деле очень полезна, она позволяет компаниям расставлять приоритеты. И самое главное, конкуренция увеличивает эффективность и производительность труда.

Что касается компании, то мы будем продолжать свое развитие, открывать новые маркеты, разворачиваться в областях.

Цель нашего расширения — создать все условия и удобства для клиентов, чтобы он не преодолевал большие расстояния и другие сложности, чтобы совершить элементарные покупки. Также мы наметили реконструкцию и ремонт наших старых магазинов.

В целом, я уверен, что мы и впредь будем успешно конкурировать с рынком. Несомненно, наш позитивный настрой формирует для нас лучшее будущее.