За последние месяцы все автолюбители заметили значительный рост очереди на автомобили отечественного производства, в пик кризиса достигший 90 тысяч автомобилей. Многим уже известны глобальные проблемы с микрочипами и логистикой.

UzAuto рассказал о причинах дефицита автомобилей.

Что еще повлияло на рост этого показателя

В 2020 году UzAuto Motors побил свой исторический рекорд по производству, произведя более 280 тысяч автомобилей, тем самым добившись свободной продажи всех моделей. Но пандемия внесла свои коррективы, снизив производственные объемы.

Заранее созданные резервы комплектующих, содержащих микрочипы, помогли избежать драматичного развития ситуации — остановки конвейеров. Были приняты экстраординарные меры для стабилизации обстановки: переговоры с GM International и рядом производителей микрочипов обеспечили дополнительные поставки полупроводников, что помогло произвести в 2021 году 235,6 тысячи автомобилей, а не ожидаемые в условиях кризиса 150 тысяч.

Почему снижение объема производства всего на 16% вызвало такой дефицит

Существенный вклад в аномальные темпы роста количества ожидающих свои новые автомобили по заключенным договорам внес рекордный рост спроса на автомобили Chevrolet в Узбекистане. Данный спрос в первую очередь обусловлен существенным снижением стоимости отечественных автомобилей в долларовом эквиваленте.

К примеру, с учетом девальвации национальной валюты с марта 2020 года розничная цена на модель Lacetti снизилась с $14,5 тысяч до $12,8 тысяч, на Cobalt — с $12,1 тысяч до $10,7 тысяч. Столь существенное реальное удешевление продукции UzAuto Motors на фоне удорожания большинства других товарных категорий, а также ощутимый рост стоимости автомобилей на вторичном рынке (выше, чем у производителя в среднем на $1000) сделало популярные модели Chevrolet доступным и весьма привлекательным инвестиционным инструментом. Это привело к опережающим темпам спроса на фоне отстающего в силу форс-мажорных факторов предложения. В этот период стали обычным случаи заключения одним лицом 10, 20 и даже 200 договоров, явно приобретаемых в целях дальнейшей их перепродажи и получения выгоды.

При фактических объемах производства 2020 года в 280 тысяч единиц платежеспособный заявленный спрос на середину декабря 2021 года составил свыше 350 тысяч — именно столько заявок на новые автомобили было зарегистрировано с января 2022 года. Для сравнения — в 2020 году в компанию поступило около 240 тысяч заявок.

Обеспечить аномальный спрос. не увеличивая сроки поставки на годы, как в некоторых других странах, в условиях жесткого мирового кризиса с микрочипами и логистикой удалось увеличением производительности завода путем оптимизации технологических процессов. В этих условиях руководством «Узавтосаноат» и UzAuto Motors были предприняты энергичные методы по преодолению влияния логистического кризиса на автомобильное производство Узбекистана. Для решения проблем грузоперевозок в морских гаванях России, Китая и Южной Кореи были решены вопросы приоритизации перевозок грузов UzAuto Motors. В рамках достигнутых договоренностей полномочные представители компании были направлены в порты для принятия оперативных мер на местах. Также по согласованию с АО Uzbekistan Airways были организованы чартерные рейсы для доставки наиболее важных автокомпонентов. Эти и другие беспрецедентные меры помогли обеспечить максимум поставок автомобильных комплектующих деталей, что в свою очередь обеспечило бесперебойную работу завода и сохранение рабочих мест.

Подобные меры были предприняты и по наращиванию производства автомобилей Damas/Labo. В результате объем производства данных автомобилей в сравнении с 2020 годом (60 715 единиц) вырос до 72 000 единиц (+19%) в 2021 году, в то время как в 2022 году этот показатель планируется увеличиться до 90 000 единиц.


Производственные показатели UzAuto Motors в цифрах:

  • за первые восемь месяцев 2021 года было произведено 84 062 автомобиля, что составляет 52% от годового объема. Производственные показатели за последние четыре месяца 2021 года составили 79 463 единицы, что составляет 48% от годового объема 2021 года;
  • производство автомобиля Cobalt увеличилось в среднем с 342 до 420 единиц в день (+23%);
  • за все время деятельности сварочного цеха зафиксирован рекорд — 457 единиц кузовов в день;
  • производство Lacetti увеличилось в среднем с 262 до 360 единиц в день (+30%).

Рекорды 2021 года:

  1. За все время сварочного цеха зафиксирован рекорд — 380 единиц в день.
  2. 25 декабря 2021 года на заводе в Асаке был зафиксирован рекорд — производство 1 087 автомобилей в день.
  3. 6 декабря Хорезмский завод зафиксировал рекорд — 502 автомобиля в день.
  4. Несмотря на новогодние праздники в начале 2022 года за один день получилось побить рекорд в выдаче автомобилей на руки клиентам в количестве 2 271 единиц.

На правах рекламы.