Для перехода на новые рынки нужно не просто решить юридические вопросы, но и убедиться в надежности собственной репутации. Иначе предварительная работа по релокации пройдет напрасно.

«Клиент долго планировал открыть компанию в Европе. Готово было практически все: документы, контакты партнеров, производственные площади. Осталось только выкупить помещение. И тут партнеры отказались сотрудничать: они нашли упоминания в СМИ, где наш клиент фигурирует в качестве основателя трейдинг-проекта. Что в этом плохого? Да ничего, просто именно эти люди были против трейдинга. Конечно, над онлайн-репутацией клиента мы поработали, убрали упоминания о прошлых проектах — и сотрудничество продолжилось. Но практика показательная», — рассказал основатель международной группы компаний Reputation.Earth Арсений Катков.

Эксперт разобрал тему управление репутацией в интернете. Это будет полезно компаниям, которые ориентируются на иностранные рынки.

Для миграции недостаточно юридической подготовки

На домашнем рынке конкуренция идет с международными компаниями. Возможность выйти в другие регионы может оказаться единственным драйвером роста. Например, это актуально для бизнесов, которые связаны с изготовлением посуды и одежды с производственным консалтингом. Физические границы уже давно размыты, и стоит больше ориентироваться на политическую карту мира при выборе новых рынков. Но перед выходом на них важно убедиться, не оскорбляются ли чьи-то чувства или национальные интересы. Возможно, 10 лет назад на странице в соцсетях предпринимателя был пост, который может навредить бизнесу сегодня.

Иностранные партнеры начнут вести диалог только после предоставления пакета документов. Но далее обратят внимание на репутацию человека в широком смысле: как он ведет бизнес, какие отношения с конкурентами, что о нем пишут СМИ и много другое.

«Не собираюсь рассказывать страшилки: негативные заметки в интернете вряд ли станут причиной отказа. Скорее вызовут интерес со стороны комплаенс-агентов, что внесет корректировки в условия сотрудничества, а у партнеров появятся вопросы. Удовлетворят ли их ответы — вопрос открытый», — отметил Арсений Катков.

За границей иное отношение к управлению репутацией в интернете. Это нематериальный актив, демонстрирующий предпринимательские и человеческие качества.

Управление репутацией в интернете — часть риск-менеджмента

Онлайн-репутацию можно сравнить с экологией. Если где-то случилась катастрофа, рано или поздно плохо станет многим. Если было сотрудничество с ненадежным контрагентом, есть риск, что потом это навредит бизнесу. Если сотрудник или партнер компании получил состояние не совсем законным образом, и об этом написали СМИ, вероятно, информация об этом просочится в корпоративные сервисы и станет достоянием базы World-Check. Тогда об этом будут осведомлены многие финансовые институты.


Бизнес и государственные регуляторы применяют для анализа данных кросс-секторальный подход. Если кто-то получил информацию, она распространится по всей цепочке.

По этим причинам к основным методам управления репутацией в интернете стоит добавить кризисные коммуникации, чтобы очистить или изменить бэкграунд.

«Никто не хочет связываться с рискованными партнерами и клиентами. Сначала нужно убедить в своей последовательности и благонадежности», — сказал эксперт.

Управление репутацией в интернете: инструменты,
о которых обычно забывают

«Обычно бизнес-сообщество не испытывает проблем, когда к репутационному портрету нужно что-то „нарастить“. В ход идут стратегии SDG, поддержка малозащищенных групп и прочие проекты с высшим смыслом. Не стремлюсь принизить подобные начинания — они полезны и способны изменить мир к лучшему. Однако никакая экоинициатива не станет ширмой, за которой не видно проблем с репутацией», — поделился Арсений Катков.

Подход иностранных комплаенс-агентов можно описать фразой из известного фильма: «Все ходы записаны».

Если в биографии нашлось место для сомнительных эпизодов, проверка обязательно этот факт раскроет. «Сомнительные» следует понимать исключительно с точки зрения Европы и США. Комплаенс найдет негатив посредством запроса в автоматизированных системах вроде World-Check и при необходимости проверит в поисковиках.

Полезные дела учтут, но спросят обо всем остальном. Дотошность объясняется объективными причинами:

  • агенты, которые занимаются комплаенсом, далеко не всегда понимают, как работают законы в СНГ. Они не разбираются в налоговом учете и работе отечественных госорганов;
  • агент отвечает за ошибку собственной свободой: наказание может дойти до уголовного;
  • проверки автоматизированы, а человеческий фактор снижен;

В базы данных попадают упоминания из весьма сомнительных источников, хоть разработчики в этом чаще всего не признаются.

Управление репутацией компании в интернете — это не только рассказ о здоровой среде для сотрудников и высшей цели бизнеса. На западе ценится умение признавать ошибки, спокойно работать с негативным бэкграундом. Иными словами, нежелательные упоминания можно и нужно удалять.

Информационный след воспринимается как должное. Если персона генерирует негативные инфоповоды, это тревожный знак для рынка.

Можно ли очистить репутацию

«Факт: даже самый прозрачный капитал из СНГ автоматически попадает минимум в «желтую» зону риска. Для качественного управления репутацией в интернете недостаточно вкладываться в позитивные практики, значит, нужно удалить часть информации из интернета.

Решение будто лежит на поверхности — решить вопрос в суде. Но практика показывает несовершенство этого подхода.

Даже при высоком уровне судебной системы разбирательства слабо предсказуемы. Дороги продолжительны и опасны с точки зрения огласки. Достаточно вспомнить тяжбы российских бизнесменов в британском суде. Некоторые обозреватели уже успели окрестить кейс «делом десятилетия». Понятно, что для крупных предпринимателей управление репутацией в интернете — дело принципа, но при этом появляются новые публикации, которые будут занесены в базы данных.

Необязательно действовать прямолинейно. За любым сайтом стоят люди, и работать нужно с ними. К такому выводу приходит все больше компаний. Скажу больше — удаление негатива не всегда оправдано. В некоторых кейсах достаточно связаться с редакцией и представить свою точку зрения. Так поступил российский миллиардер Олег Дерипаска, когда Financial Times обвинили его в отмывании денег", — рассказал Арсений Катков.

Убрать информацию из интернета реально, но это задача для кросс-дисциплинарной команды. Желательно, чтобы в нее входили переговорщики, юристы с профильным опытом, психологи, конфликтологи, пиарщики, эксперты по работе с поисковыми системами.

Отношение к хранению данных меняется: инструменты фильтрации поиска и увлечение базами данных — это показатели прогресса. Но даже и с этими изменениями не всю информацию удалить из интернета так просто. Спрос на удаление нежелательной информации — ремувинг — будет только расти.

При бизнес-миграции стоит критически посмотреть на собственный информационный портрет. Можно представить, что по каждой спорной публикации придется давать развернутый ответ, который может и не устроить принимающую сторону.

Если работать проще, без негативного бэкграунда, стоит вложиться в управление репутацией в интернете. Это такая же норма, как наличие электронной подписи или LEI-кодов.

На правах рекламы.