Как ранее сообщал Spot, что президент подверг критике освоение инвестиций и также подписал постановление, утвердившее новую систему реализации проектов с участием международных финансовых институтов и иностранных правительственных финансовых организаций.

Однако документ не устанавливает общих правил налогообложения подобных проектов, а это один из важных факторов успешного привлечения инвестиций, отмечает глава департамента по развитию бизнеса KPMG в Узбекистане Андрей Тё.

Для инвестора наибольший риск заключается в невозможности прогнозирования расходов в долгосрочной перспективе, считает он. О том, почему так важны прозрачные правила игры, эксперт пишет специально для Spot.

Андрей Тё

Глава департамента по развитию бизнеса KPMG в Узбекистане

Один из ключевых факторов успешного привлечения инвестиций и внешних заимствований, а также эффективного использования финансовых ресурсов — корректное планирование и исполнение бюджета проекта, в первую очередь расходов на оплату местных налогов и обязательных платежей.

Как показывает опыт KPMG в Узбекистане по интерпретации формулировок налогового законодательства и подзаконных актов, многие из них противоречат друг другу.

Налоговые льготы: стимул или барьер?

31 мая подписано постановление президента, в котором отмечается, что сложившаяся практика предоставления льгот и эксклюзивных прав отдельным компаниям порождает ряд проблем.

Кроме влияния на местные рынки, очень актуален вопрос оптимального использования инвестиционных средств, привлекаемых для модернизации базовых отраслей (энергетика, транспорт, обеспечение коммунальными услугами) и развития передовых технологий.

Финансовое положение базовых отраслей экономики зачастую не позволяет им своевременно проводить техническое перевооружение, внедрять современные методы учета и управления.

В этих случаях модернизация проводится с привлечением заемных средств международных финансовых институтов (IFI).

Однако это сотрудничество также имеет целый ряд нерешенных вопросов и неопределенностей, которые мешают максимально эффективно использовать средства.

Общий механизм реализации проектов с использованием заемных средств IFI можно описать так:

  • Достижение общей договоренности о финансировании конкретного проекта.
  • Заключение заемного соглашения между IFI и Узбекистаном (обычно в лице Министерства финансов). Как правило, возврат кредита гарантирован правительством и предоставляется на специальных условиях (длительный льготный период, низкая процентная ставка — как правило, Libor + 1−2% и др.).
  • Для реализации проекта принимается специальный указ (постановление) президента, регламентирующий основные условия (исполнительное агентство, сроки, объемы) и в том числе, предоставляемые льготы.
  • Определенные тендерами подрядчики заключают контракты с исполнительным агентством на поставку оборудования/материалов или выполнение работ/услуг.

Как правило, стандартное заемное соглашение содержит пункт о том, что бюджет составлен без учета соответствующих налогов и обязательных платежей. В то же время постановления президента по многим проектам определяют, что одна из форм вклада Узбекистана в реализацию проекта заключается в предоставлении таможенных и налоговых льгот.

Эти льготы позволяют максимально эффективно использовать имеющиеся финансовые ресурсы, направляя их на выполнение проектных задач, а не на пополнение бюджета.

Существует мнение, что оплата налогов будет производиться подрядчиками из прибыли и не повлияет на стоимость товаров и услуг.

Однако практический опыт показывает, что основная часть поставщиков (особенно иностранные компании) при формировании бюджета относят налоговые платежи (а также определенные риски) к расходам, тем самым уменьшая реальный объем поставляемых услуг.

Нужны четкие и предсказуемые правила

Другой немаловажный фактор, сдерживающий активное участие иностранных компаний в инфраструктурных проектах — отсутствие четких правил и регламентов.

Постановления по отдельным проектам не носят системный и последовательный характер. Так, например, освобождение от таможенных платежей и НДС предоставляется в подавляющем большинстве международных проектов. Реже встречается освобождение от уплаты налога на прибыль и платежей в государственные фонды, и в единичных случаях появляется формулировка «освободить от всех налогов и обязательных платежей».

Среди прочих также предоставляются освобождения от «обязательных отчислений и сборов в государственные целевые фонды».

Такие общие формулировки вызывают неоднозначную интерпретацию со стороны различных органов.

Так, по нашему мнению, данная льгота включает освобождение от всех отчислений, сборов и платежей в государственные целевые фонды, включая единый социальный платеж, также являющийся платежом в Государственный Пенсионный фонд. Однако налоговые органы считают, что отчисления и платежи имеют различную терминологию и не могут быть объединены в одно понятие.

Примером различных подходов к налогообложению участников инвестиционных проектов может послужить сравнение условий двух схожих проектов, направленных на развитие такого важного направления в современной энергетике, как использование солнечной энергии.

Так, в недавно приостановленном проекте строительства солнечной фотоэлектрической станции в Самаркандской области с участием Азиатского банка развития, товары, работы, услуги и транспортные средства были освобождены от таможенных платежей (кроме сборов), обязательных отчислений и сборов в государственные целевые фонды.

В то же время схожий проект, планируемый к выполнению компанией SkyPower Global за счет собственных средств, освобождается от:

  • таможенных платежей (за исключением таможенных сборов);
  • налога на прибыль юридических лиц по доходам, получаемым как через постоянное учреждение, так и у источника выплаты (включая дивиденды);
  • налога на добавленную стоимость;
  • обязательных отчислений и сборов в государственные целевые фонды;
  • налога на имущество по оборудованию и установкам, производящим фотоэлектрическую солнечную энергию;
  • земельного налога на земельные участки, занятые оборудованием и установками.

Такие различия в предоставленных льготах создают неравные условия для участников инвестиционных проектов, а отсутствие однозначных и предсказуемых правил налогообложения — невозможность точного планирования бюджетов.

Вопросы предоставления налоговых и иных льгот должны быть учтены при проведении мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности Узбекистана, и, в частности, реформировании системы налогообложения. Опыт KPMG подтверждает, что для инвестора наибольший риск заключается не в высокой налоговой нагрузке, а в невозможности прогнозирования расходов в долгосрочной перспективе.

К сожалению, постановление президента, регламентирующее порядок подготовки и реализации проектов с участием IFI, также не устанавливает общих правил налогообложения подобных проектов.

Выработка предложений по внесению изменений в налоговое законодательство в части налогообложения иностранных компаний должна базироваться на проведении детального анализа эффективности действующих правил, включая вопросы налогового администрирования.

Ранее о том, как привлечь больше инвестиций в Узбекистан, рассказывали эксперты Buyuk Kelajak инвестиционный банкир Одилбек Исаков и консультант по инфраструктурным инвестициям АБР Умид Абидхаджаев.