Под председательством президента Шавката Мирзиёева 26 июля состоялось видеоселекторное совещание по вопросам реализации проектов с участием иностранных инвестиций, устранения недостатков в этом направлении и ускорения освоения инвестиционных средств, сообщает пресс-служба главы государства.

В текущем году в рамках программ инвестиционных и инфраструктурных проектов предусмотрено реализовать за счет всех источников 2 612 инвестиционных проектов и освоить в общей сложности свыше $6,8 млрд.

На совещании подвергнуто критике неудовлетворительное состояние освоения этих средств и реализации проектов.

В качестве одной из основных причин этого указаны нежелание руководителей отраслей и предприятий брать на себя ответственность, а также практика, при которой освоение основной части средств откладывается на конец года.

Еще одна причина — кредитные ресурсы привлекаются не под тщательно проработанные проекты с готовой документацией, а руководствуясь соображением «сперва получим средства, а потом будь что будет».

Под предлогом координации и контроля реализации инвестиционных проектов многие процедуры были излишне усложнены, возникли бюрократические преграды.

Для устранения подобных проблем, обеспечения своевременного и качественного исполнения инвестиционных проектов 16 июля текущего года было принято постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по повышению эффективности подготовки и реализации проектов с участием международных финансовых институтов и иностранных правительственных финансовых организаций». В соответствии с ним указанные проекты будут осуществляться по абсолютно новой системе:

  • определен порядок, при котором на основе предложений министерств, ведомств, хозяйственных объединений, крупных предприятий и хокимиятов формируется сводный перечень перспективных проектов, на основе которого Государственный комитет по инвестициям разрабатывает стратегию сотрудничества с международными финансовыми институтами.
  • отменено требование проведения экспертизы технико-экономического обоснования проектов в Национальном агентстве проектного управления, проекты будут проходить экспертизу одновременно в Государственном комитете по инвестициям и Министерстве финансов. В результате, если прежде на экспертизу уходило в среднем 60 дней, теперь на это потребуется 14 дней.

Вместе с тем, в случае роста стоимости договоров в процессе реализации проекта до 20% по конкретным причинам, изменения в технико-экономическое обоснование вноситься не будут. Прежде этот процесс отнимал минимум 3−6 месяцев.

Тендерная документация и договоры, заключенные по итогам тендера, не будут проходить экспертизу. Отныне тендерную документацию будет утверждать закупочная комиссия, а договоры будут регистрироваться в Госкоминвестиций.

Прежде под предлогом отсутствия кворума тендеры откладывались, процесс затормаживался на месяцы и годы. Теперь данное требование к тендерным комиссиям отменено. При отсутствии кворума для проведения тендера достаточно участия представителя Госкоминвестиций и проектного института «Узинжиниринг».

Еще одно послабление по тендерам — отмена требования по количеству претендентов. Прежде тендер не проводился, если на лот не претендовало не менее трех соискателей. Теперь тендер будет проводиться даже при одном претенденте, единственное требование — соответствие документации требованиям международных и иностранных финансовых организаций.

Помимо этого, товары, закупаемые в рамках проектов с участием международных и зарубежных финансовых организаций освобождены от налога на добавленную стоимость, таможенных платежей, сборов в целевые фонды, а лица-нерезиденты — от уплаты налога на прибыль и доходы.

Зарубежные специалисты, привлекаемые к реализации проектов, освобождены от консульских сборов и государственной пошлины на выдачу виз, регистрацию и их продление.

На совещании Государственному комитету по инвестициям даны поручения по ускорению работы по экспертизе и регистрации технико-экономических обоснований, тендерной документации и импортных контрактов в рамках всех проектов с участием международных и зарубежных финансовых организаций по новому порядку.

«Отныне работу по реализации проектов с участием международных и зарубежных финансовых организаций нельзя пускать на самотек. Руководители всех уровней лично ответят за каждый неосвоенный доллар. Инициаторы проектов также должны брать ответственность за себя и держать ответ за разработку, реализацию проекта и конечный результат», — сказал Шавкат Мирзиёев.

Государственному комитету по инвестициям поручено пересмотреть состав всех групп и реорганизовать их не в разрезе проектов, а по отраслевому принципу. Указано на необходимость совершенствования системы оплаты труда экспертов в группах, привлекать образованных и опытных, честных и профессиональных работников, способных качественно готовить все документы по инвестиционному проекту и защищать его в уполномоченных органах.

Поставлена задача с 1 сентября и до конца года повысить квалификацию руководителей и специалистов проектных групп, организовав специальные учебные курсы, внедрить с 1 января следующего года систему выдачи сертификатов для приема на работу в группы по реализации проектов.

На видеоселекторном совещании рассмотрен также вопрос разработки инвестиционных проектов на 2019 год.

Заместителям Премьер-министра, руководителям хозяйственных объединений Жокаргы Кенгеса Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и города Ташкента поручено изыскать инвесторов для перспективных отраслевых и территориальных инвестиционных проектов, разработать и утвердить «дорожные карты», направленные на ускорение разработки технико-экономических обоснований и реализации проектов.

«Мы ставим перед собой очень большие цели по реализации инвестиционных проектов, в том числе с участием прямых инвестиций. Постановлениями Президента все преграды на этом пути устранены. Отныне нет повода для различных предлогов», — сказал глава государства.

На совещании обсуждены также результаты зарубежных служебных поездок руководителей хокимиятов на местах.

Государственному комитету по инвестициям и Министерству иностранных дел поручено внедрить систему действенного контроля и координации реализации договоренностей, достигнутых делегациями хокимиятов в ходе зарубежных служебных поездок.