Во всем мире, а в последние годы и в Узбекистане, активно растет тенденция на онлайн-образование. Немалую роль в этом сыграла пандемия коронавируса, когда из-за карантинных ограничений люди были заперты дома, а чтобы продолжать обучение — в школе или вузе — было решено переходить на дистанционный формат.

Тот глобальный эксперимент стер границы, показал, что переход на онлайн-обучение — не такой уж и сложный и дорогостоящий процесс.

Вслед за этим в Узбекистане уже на государственном уровне было принято решение о введении дистанционного обучения в вузах. Так, с 2023−24 учебного года государственным и частным вузам разрешено готовить кадры для системы дистанционного образования.

Эксперты объясняют эффективность онлайн-обучения несколькими факторами. В частности, возрастает показатель участия женщин на рынке труда, появляется возможность для получения высшего образования лицами с ограниченными возможностями, а также растет уровень охвата высшим образованием в стране.

Кроме того, в стране стало проще открывать частные образовательные учреждения. В частности, упрощены требования и условия для получения лицензии. Сумма средств, зачисляемых на банковские счета негосударственных образовательных организаций, уменьшилась в 2 раза — с $50 до $25 тыс. Также для них был продлен максимальный срок аренды объектов государственной собственности с 5 до 10 лет.

Согласно открытым данным, представленным в информационной системе HEMIS, общее количество негосударственных высших учебных заведений, действующих в стране, достигло 74.

Spot подводит итоги уходящего года. О развитии негосударственное высшее образование и онлайн-курсов в стране рассказали основатель сети частных учебных заведений Profi Бектош Хатамов, генеральный директор Университета TEAM Абдурасул Юсупов, CEO EdTech-платформы Lerna в СНГ Дмитрий Гавдур, а также Алишер Джуманиязов, сооснователь образовательной платформы ALPHA.


Какие изменения произошли в частном образовании

По мнению основателя сети частных учебных заведений Profi Бектоша Хатамова, в первом квартале наблюдался значительный рост, однако во втором квартале эти показатели начали снижаться.

«Хотя конкурентная среда между частными высшими образовательными учреждениями значительно оживилась, все-таки отмечается страх государства перед этим сектором. После перехода полномочий по выдаче лицензий образовательным организациям к министерству наблюдается снижение конкуренции частного высшего образования с государственным», — сказал Бектош Хатамов.

онлайн обучение, частное образование

Бектош Хатамов. Фото: личный архив

Поданные министерством иски об аннулировании лицензий некоторых частных вузов были проиграны в судах. Обнародование решения суда первой инстанции, которые еще не вступили в силу, послужили аннулированию лицензий этих университетов, что подорвало доверие общественности к частному образованию.

Регулятор проводит единую политику в сфере высшего образования независимо от формы собственности вуза, говорит генеральный директор TEAM University Абдурасул Юсупов.

Причиной реформы отрасли и появления множества новых негосударственных вузов является то, что уровень охвата высшим образованием по самым умеренным оценкам составляет 40%, а по некоторым — превышает 50% (в зависимости от методики расчета).

По мнению Юсупова, самой большой проблемой в этом вопросе является обеспечение качества образовательного процесса в негосударственных и государственных университетах.

«Направления, связанные с управлением международным бизнесом и цифровыми инновациями, традиционно пользуются большим спросом в нашем университете. Думаю, что-то же самое относится и к другим частным университетам. Сегодня спрос на техническое образование невелик, что наряду с высокими входными порогами (приобретение специального оборудования, лабораторий и т. д.) не создает достаточного стимула для негосударственных вузов предлагать большое количество таких программ», — говорит он.

онлайн обучение, частное образование

Абдурасул Юсупов. Фото: личный архив

Бектош Хатамов отметил, что студенты стали выбирать частное высшее образование, чтобы стать специалистами, у большинства из них приоритетом стало стремление стать экспертом в своей профессии, а не просто получить диплом. Это вызвало конкуренцию со стороны государственных высших учебных заведений.

«Ранее государственные университеты в Узбекистане избегали активной рекламы, однако в прошлом году несколько из них начали представлять себя через различные каналы. Что это может означать? Вероятно, конкурентная среда на рынке образования начинает формироваться естественным образом», — говорит Хатамов.

Он добавил, что государство в этом случае должно не бояться конкуренции, а дать ей широкие возможности. Также необходимо, чтобы министерство отказалось от своей обязанности быть защитником государственных высших учебных заведений.

Генеральный директор TEAM University подчеркивает, что цены на контракты формируются спросом и предложением исходя из высокой конкуренции на рынке высшего образования. Кроме того, существует множество грантов и льготных образовательных кредитов.

«Наш университет ведет свою деятельность с 2020 года и чувствует себя комфортно в нынешних условиях. Несмотря на то, что TEAM является негосударственным высшим учебным заведением и при этом не получает прямой финансовой помощи от государства. В течение трех лет мы активно участвуем в государственной грантовой программе, предназначенной для негосударственных вузов. Данная программа предусматривает государственное финансирование получения высшего образования студентами, набравшими наивысшие баллы и согласившимися работать на государство в течение определенного времени после учебы. Это является беспроигрышным вариантом для всех сторон», — говорит Абдурасул Юсупов.

Государство получает талантливых студентов, университет позволяет улучшить охват для тех студентов, которые иначе бы не смогли там учиться. Естественно, студенты могут сосредоточиться на учебе в течение четырех лет, не беспокоясь о трудоустройстве даже после окончания университета.

Бектош Хатамов подчеркивает, что в частном образовании не требуется никакой государственной помощи.

«Невмешательство государства само по себе является большой помощью. Например, у нас ушло почти шесть месяцев, чтобы присоединить одно здание к лицензии Profi University. Наши заявки отстраняются из-за незначительных ошибок. Одна из наших заявок была отклонена, потому что 20-метровая часть территории здания не была огорожена забором. Вы понимаете, какое отношение забор имеет к образованию? Вы и не сможете догадаться», — отметил он.

Как развиваются онлайн-курсы

Спрос на онлайн-курсы в стране очень высок. Потому что сегодня происходит модернизация отраслей, профессий, наблюдается появление новых. Специалисты также обязаны приобретать новые знания и навыки.

По данным Lerna, в первой половине текущего года онлайн-курсы по программированию и маркетингу стали менее популярными среди узбекистанцев. Чаще всего люди среднего возраста (25−45) интересовались игровым дизайном.

В Узбекистане все еще больше предпочитают учиться оффлайн, но интерес к онлайн-курсам растет год от года.

В беседе со Spot CEO EdTech-платформы Lerna в СНГ Дмитрий Гавдур отметил, что основные причины, по которым узбекистанцы проявляют интерес к онлайн-обучению, заключаются в удобном образовательном процессе и доступе к практическим знаниям и цифровым навыкам.

онлайн обучение, частное образование

Дмитрий Гавдур. Фото: личный архив

Результаты внутреннего исследования, проведенного платформой, показали, что люди могут использовать только 40% знаний, полученных в университете, в своей профессиональной деятельности.

Анализируя динамику по регионам, в IT-сфере популярными стали курсы по Python, разработке 1С и кибербезопасности. Значительно возрос интерес людей к DevOps и PowerBI. Такая тенденция обусловлена отсутствием конкуренции в отрасли и активной поддержкой инвесторами отечественных стартапов.

«Учитывая политическую ситуацию, в Узбекистан стали переезжать специалисты из других стран, вернулись местные IT-группы и начали развивать данную отрасль, в результате чего рынок постепенно стал заполняться профессионалами», — сказал Дмитрий Гавдур.

Сооснователь образовательной платформы ALPHA Алишер Джуманиязов подчеркнул, что хотя индустрия онлайн-образования в Узбекистане только начинает свое развитие, уже можно наблюдать первые признаки ее зарождения.

«В ALPHA мы стали запускать онлайн-курсы в 2020 году, еще до пандемии. Во время пандемии экспериментально стартовало несколько курсов. С тех пор мы пытались время от времени открывать различные онлайн-курсы в течение последних 3 лет, но 99% наших студентов все еще учатся в самой ALPHA на оффлайн-курсах», — сказал он.

Алишер Джуманиязов упомянул о других компаниях, приходящих в Узбекистан для предоставления своих услуг на рынке онлайн-образования, и отметил, что в этом году появилось несколько «ярких проектов», особенно IT-курсов.

В частности, Джуманиязов выделил среди них Mohirdev. При участии EPAM был запущен первый онлайн-университет при IT Park. На рынок вышли и российские проекты. Например, активно продвигается Skillbox.

Уже несколько лет для обучения своих сотрудников компаниями Узбекистана наряду с онлайн-курсами в стране, активно используются такие edtech-образовательные решения, как учебные центры Modme и российские платформы iSpring.

«Что все это значит? Есть предприниматели, которые переходят на онлайн-обучение и edtech, есть иностранные проекты, которые заинтересованы в рынке и даже работают здесь. В стране проживает более 30 млн человек, более 20 млн из них — молодые люди в возрасте до 34 лет. Тем не менее, многие по-прежнему предпочитают получать высшее образование в университетах, и не привыкли приобретать профессиональные навыки через различные курсы», — отметил Алишер Джуманиязов.

онлайн обучение, частное образование

Алишер Джуманиязов. Фото: Евгений Сорочин / Spot

Дмитрий Гавдур особо выделяет ряд мер правительства в 2023 году, направленных на развитие цифровой инфраструктуры. В результате этого многие люди имеют доступ к интернету и удаленному доступу к информации. Это напрямую оказало влияние на развитие онлайн-образования в стране.

«Если вы хотите добиться успехов в своем бизнесе и карьере, нужно инвестировать в свое развитие, чтобы оставаться конкурентным на рынке. Мы превратили наш самый популярный курс по маркетингу в онлайн-школу, где обучение проходит в гибридном формате. Мы также запустили курсы не только на русском, но и на узбекском языке», — подчеркивает Алишер Джуманиязов.

Осенью этого года бизнес-школа Alpha запустила тестовый проект с российской «Яндекс практикум». Проект позволяет студентам и выпускникам, а также корпоративным клиентам, крупным компаниям проводить обучение на платформе, повышать квалификацию своих сотрудников и учиться у опытных специалистов.

Алишер Джуманиязов сообщил, что в следующем году по результатам этого тестирования будут рассмотрены дальнейшие варианты сотрудничества.

Что ожидается в следующем году

Бектош Хатамов считает, что в следующем году рынок частного образования уменьшится из-за недостатка стимулов. По его словам, «чем больше риска, тем больше препятствий», что может ухудшить ситуацию на рынке.

Абдурасул Юсупов также не предвидит появления большого количества новых университетов в предстоящем году. Скорее, существующие университеты попытаются диверсифицировать свои образовательные продукты.

«Тенденция к интернационализации высшего образования будет продолжаться. Сегодня мы много говорим об индустрии 4.0 и ее влиянии на университетское образование. Я считаю, что это принесет не только большие проблемы, но и широкие возможности для всего сектора», — сказал Юсупов.

Алишер Джуманиязов ожидает, что наступающий 2024 год станет поворотным для онлайн-образования.

«Причина этого очень проста — именно Uzum Market произвел революцию в онлайн-индустрии, изменив потребительские традиции: более одного миллиона человек по всему Узбекистану воспользовались онлайн-покупками (и этот показатель продолжает расти)», — сказал он.

Алишер Джуманиязов подчеркнул, что такой подход способствует формированию доверия к интернету и онлайн-сервисам. Сначала люди начинают с покупок товаров в интернете, а затем переходят к использованию других услуг, включая онлайн-курсы.

Сооснователь образовательной платформы ALPHA также оценивает, что онлайн-образование окажет большую помощь стране и ее системе онлайн-образования. Компания также положительно относится к вышеуказанной тенденции.

«Представьте, что миллионы узбекистанцев по всей стране смогут получить качественное образование. Уверен, что в эту сферу будут направлены крупные инвестиции и организовано множество различных проектов. Естественно, не все из них могут быть высокого качества, но отрасль будет конкурентоспособна, и в итоге на рынке победят сильнейшие», — отметил он.

Компании также должны инвестировать в качество и постоянно стремиться его улучшать. Онлайн-курсы не могут полностью заменить университеты, но они могут стать хорошим дополнением и возможностью для приобретения современных навыков, профессий, обновления и развития.

В 2024 году сфера онлайн-обучения будет продолжать динамичное развитие, считает Дмитрий Гавдур. Он связывает это с удобством, которое предоставляет онлайн-обучение. Студенты могут получить необходимую информацию из любой точки мира и в удобное для них время. На популярность этого формата также влияет быстрое развитие технологий, например, искусственный интеллект, виртуальная и дополненная реальность и другие инновации.

Чтобы идти в ногу со временем, люди вынуждены изучать цифровые навыки, и часто это можно сделать с помощью онлайн-обучения. У высших учебных заведений нет времени на быстрое обновление информации, и обучение в основном дороже, чем онлайн-курсы.

«Онлайн-обучение более рентабельно. Кроме того, почти все платформы, на которых вы можете купить курс, включая Lerna, предоставляют своим пользователям скидки или кредиты на льготных условиях через банк-партнер», — заключил он.