Обновлено 12 декабря 2017 года: Встреча состоялась. О результатах можно почитать здесь.

Все началось с поста основателя LeBazar и Paynet Батыра Арифджанова, в котором было предложено собраться и обсудить, как можно решить накопившиеся проблемы в сфере ecommerce, в частности, компании электронной коммерции попадают под посредническую деятельность и платят большие налоги — подоходный и 33% от прибыли.

Этот факт, вкупе с плохим и дорогим интернетом в стране, сильно тормозит развитие ecommerce в Узбекистане, тогда как в соседнем Казахстане компании, торгующие через интернет, на 5 лет освободят от уплаты подоходного налога. В посте отмечено, что электронная коммерция может стать локомотивом развития сектора ИКТ, но пока все что есть в этой сфере работает против ecommerce.

Пост набрал популярность и быстро распространился по Facebook. Так как тема нашла отклик у представителей не только ecommerce, но и всей IT-сферы страны, то было создана группа для обсуждения и дальнейшего обращения с предметными предложениями к руководству страны.

Вскоре основатель интернет-магазина Mato.uz Музаффар Аъзамов, вместе с другими участниками группы, составил и отправил письмо на имя Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева. Spot с разрешения автора публикует перечисленные в письме проблемы электронной коммерции и потенциальные пути их решения:

  1. Выручку, полученную электронно-торговой площадкой (интернет-магазином) в том числе и от экспорта, не считать, как поступившую от посреднической деятельности (посреднические услуги по договору комиссии, поручения и другим договорам по оказанию посреднических услуг), а считать услугой с налогообложением в установленном порядке для юридических лиц, оказывающих услуги;
  2. Освободить от уплаты единого налога сроком на 10 лет юридические лица, осуществляющих деятельность в качестве электронно-торговой площадки (интернет-магазин) с реализацией товаров, как на экспорт, так и внутреннем рынке. К примеру, одной из причиной успеха мирового лидера электронной коммерции американского Amazon, завоевавший сначала внутренний, а затем внешний рынки, в том числе и на узбекском (да — да наши потребители охотно покупают товары на нем), является то, что в США онлайн-магазины законодательно освобождены от налога с продаж (8%- 66% в зависимости от штата) при условии продажи товара в другой штат страны;
  3. Предоставить производителям товаров льготу в виде снижения ставки ЕНП на 1% от выручки, полученной путем реализации через электронно-торговые площадки (интернет-магазин) для стимулирования их вовлечения в легальный банковский оборот;
  4. Предоставить юридическим лицам, оказывающим электронно-торговым площадкам услуги для их нормального функционирования (почтово-курьерские и транспортные услуги, услуги таможенного брокера, услуги по приему платежей, рекламные услуги, в т. ч. и по фото-видеосъемке, услугам переводчиков, бухгалтерские и иные услуги консультативного характера в области онлайн-продаж) льготу в виде снижения ставки ЕНП на 1% от выручки, оказанной электронно-торговым площадкам (интернет-магазин) осуществляющим экспорт отечественной продукции;
  5. Для унификации и систематизации предприятий электронной коммерции создать отдельный вид ОКЕД «Электронная коммерция — деятельность по продаже товаров, выполнению работ и оказанию услуг, осуществляемая с использованием информационных систем»;
  6. В настоящее время 65 — 75% платежей в стационарных магазинах населением оплачивается наличными, тогда как пунктом 48 Постановления КМ Республики Узбекистан №185 от 3.06.2016 года не предусмотрена возможность онлайн-магазинам реализовать товары и услуги за наличные, что ставит непреодолимый барьер для развития онлайн-магазинов, так как построить рентабельный бизнес ориентируясь только на ⅓ и так небольшого внутреннего рынка с низкой покупательной способностью населения, с абсолютно новым для потребителя способом торговли практически невозможно. В целях вовлечения наличных средств находящегося у населения в легальный банковский оборот и способствования росту выручки торговых, курьерских и других компаний, и как следствие налоговых поступлений в бюджет предлагаем Пункт 48 Постановления КМ Узбекистана № 185 от 3.06.2016 года дополнить словами «посредством наличных средств»;
  7. Принимая во внимание, что скорость обслуживания напрямую влияет на рост продаж, с целью упрощения процедур и усиления фискального контроля, предлагаем чек онлайн-магазина на продаваемый товар, выполненную работу или оказанную услугу приравнять к чеку контрольно — кассового аппарата (КККМ);
  8. Существует юридический казус, когда покупатель — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель — покупает товар в онлайн-магазине и оплачивает это по корпоративной карте предприятия, то это считается розничной торговлей. Однако стоит этому же покупателю заключить с онлайн-магазином постоянный договор на поставку товаров, то это уже подпадает под понятие оптовой торговли, и соответственно продавцу уже необходимо иметь лицензию на оптовую торговлю, для получения которой основным препятствием является требование к формированию Уставного фонда в размере не менее 3500 МРЗП, что на сегодняшний день составляет почти 525 млн сумов. Несомненно, введение лицензирования оптовой торговли положительно повлияло на рост налоговых поступлений в бюджет, так как определение размера налога и отчисление его на счета Министерства финансов в банке происходит автоматически в момент поступления денежных средств на расчетный счет предприятия — покупателя, исключая возникновения задолженности перед бюджетом. Учитывая, что увеличение числа продавцов — юридических лиц, занимающихся оптовой торговлей, автоматически влечет рост налоговых поступлений с целью поощрения развития в Узбекистане электронной коммерции для предприятий с ОКЕД «электронная коммерция…» отменить требование к размеру их уставного фонда.

Авторы письма считают, что принятие этих предложений позволит создать конкурентное ценовое преимущество для отечественных товаров, в том числе, продукции ремесленничества и надомного труда, при их продвижении на зарубежных рынках через онлайн-магазины и электронно-торговые площадки.

В письме также говорится, что вовлечение наличных средств, находящихся в обращении у населения, в легальный банковский оборот, налоговые поступления в государственный бюджет и валютные поступления в финансовую систему Узбекистана только вырастут за счет увеличения доли рынка электронной коммерции, экспорта отечественной продукции через онлайн-магазины и увеличения роста его объема.

Как сообщил Spot Музаффар Аъзамов, сейчас письмо рассматривается Государственным налоговым комитетом, и, возможно, пройдет встреча чиновников и бизнесменов, на которой будет обсуждена сложившаяся ситуация.

Обновлено 12 декабря 2017 года: Встреча состоялась. О результатах можно почитать здесь.