В пятницу, 12 января, в Ташкенте прошла пресс-конференция с участием заместителя премьер-министра Узбекистана, руководителя комплекса по инвестициям Сухроба Холмурадова.

Spot собрал все ключевые тезисы касательно бизнеса, инвестиций и либерализации валюты.

Об итогах 2017 года, налогах и кодексе

  • В 2017 году Узбекистан освоил более 2,4 млрд долларов иностранных инвестиций.
  • Выросла доля иностранных вложений в общем объеме инвестиций — 20,4% (в 2016 году было 15,3%).
  • Законодательство в сфере инвестиций будет усовершенствовано, ускорена разработка инвестиционного кодекса. Все это поможет повысить прозрачность и эффективность политики.
  • Будет разработана общенациональная шкала инвестиционной привлекательности отраслей Узбекистана и регионов для оценки эффективности деятельности соответствующих руководителей.
  • Будет реформировано несколько отраслей, среди которых: регистрация собственности, защита прав интеллектуальной собственности, упрощение выдачи разрешения на строительство, осуществление экспортно-импортных операций.
  • Налоговая система будет усовершенствована. Сократят и оптимизируют налоговую нагрузку для всех категорий бизнеса. В 2018 году появится тщательно продуманная и эффективная налоговая система, которая будет стимулировать развитие бизнеса и инвестиций, сокращать теневой сектор экономики.

О прозрачности отбора и приоритетах

  • Правительство отказалось от устаревшей практики ежегодной разработки государственной инвестиционной программы без тщательного планирования. Теперь будет применяться единая концепция, нацеленная на долгосрочную перспективу.
  • Так, в частности, поменяется отбор инвестиционных проектов. Сейчас некоторые из тех проектов, на которые были направлены инвестиции, убыточны, потому что при их разработке не учитывалась потенциальная эффективность и не поднимался вопрос их необходимости.
  • Отбор, к слову, будет проходить максимально прозрачно. Как и сама инвестиционная политика — в процессе будут принимать участие как госорганы, так и СМИ с общественностью.
  • Как результат, правительство отказалось от политики «ямочного ремонта», и вместо точечных инвестиций акцент будет делаться на финансирование наиболее важных отраслей в зависимости от региона.
  • При этом в приоритете будут социально-значимые сферы: здравоохранение, образование, ЖКХ, что должно повысить качество и уровень жизни населения.
  • Еще несколько приоритетов: ускоренное развитие производств на основе глубокой переработки минерально-сырьевых ресурсов, аграрная продукция и транспорт с логистикой.

О новом поэтапном механизме, фонде и венчуре

  • Поменялся механизм формирования программы развития и теперь будет использоваться трехэтапный подход подготовки: концепция развития со стратегией на срок от 10 до 15 лет; отраслевые и региональные целевые проекты от трех до пяти лет, подготовленные на основе концепции; государственная программа развития с подготовленными отраслевыми проектами.
  • Фонд финансирования государственных услуг, о котором стало известно в декабре, будет заниматься контролем средств. Раньше мониторинг был практически невозможен, так как все было разрозненно. Фонд должен обеспечить прозрачность процессов и снизить коррупцию.
  • Механизм венчурного капитала будет разработан уже в этом году. Он будет прописан на законодательном уровне.

Об экономических зонах и регионах

  • Некоторые свободные экономические зоны работают не так, как хотелось бы. Это можно объяснить тем, что опыт для Узбекистана новый. Правительство активно изучает опыт мировых стран для того, чтобы зоны были максимально эффективными.
  • Кстати, о зонах. Помочь развитию регионов планируется за счет малых промышленных зон (МПЗ). В областях много объектов, которые сейчас пустуют и заброшены еще со времен СССР. На их базе и планируется создавать МПЗ, которые приведут к появлению новых рабочих мест.
  • В целом раньше регионам уделялось мало внимания, что негативно сказывалось на уровне жизни людей за пределами столицы. Теперь такого не будет. Представители хокимията будут сами заниматься программами развития своих регионов.
  • Практика «погони за цифрами» уступил место политике «качество важнее количества». Теперь важно не количество инвестиций, а их качество — сколько рабочих мест создано, какие инновации внедрены, как вложение сказывается на всей отрасли и так далее.
  • Ведь как было раньше: был список проектов, которой не имел долгосрочной перспективы, ведомства сами не знали, что они хотят даже в течение трех лет. Больше такого не будет. Сейчас привлекаются международные консалтинговые компании, ставится вопрос «Чего мы хотим в итоге достичь, какой конечный результат этих инвестиций». Таким образом достигается долгосрочный эффект.

О монополии и туризме

  • Говоря об отраслях. Государство не намерено сохранять монополии, но у отраслей до сегодняшнего дня не было четких планов развития. Правительство намерено сохранить за собой ряд ключевых отраслей, так как к приватизации надо быть готовым, а этого пока нет.
  • Сказать, какие точно инвестиционные проекты будут скоро запущены, невозможно, так как правительство отказалось от точечных инвестиций, а концепция пока только создается.
  • Однако можно сказать, что в туризм точно будет вложено немало средств, так как это та сфера, где можно достичь хороших результатов с минимальными вложениями. Наша задача сейчас — сделать так, чтобы турист оставлял в стране больше денег.
  • Сейчас турист приезжает в Узбекистан, ездит в Бухару и Самарканд, смотрит памятники исторические, а вечером ему нечем заняться. Тогда как доказано, что туристы тратят больше всего денег именно вечером. Наша задача — привлечь инвестиции для того, чтобы максимально разнообразить досуг туристов.

О сценарии 2003 года

  • Для успешного привлечения средств же нужно создать инвестиционный климат. Надо разработать льготы и преференции, так как без них никто в Узбекистан вкладываться не будет. Процесс уже идет — начата либерализация валюты, которая позволяет иностранцам репатриировать прибыль.
  • Будущее Узбекистана невозможно без иностранных инвестиций. Инвестиции в первую очередь нужны нам, поэтому в наших же целях сделать так, чтобы инвесторы и их вложения были максимально защищены.
  • Нам надо сделать так, чтобы инвесторы поверили нам, убедились, что выбранный сейчас курс окончательный, и пути назад уже нет.
  • Говоря о пути назад. В 2003 году мы предпринимали попытки по валютной либерализации, но позже были внедрены ограничения. Некоторые инвесторы нам говорят: «Это ведь уже было», но на самом деле этот вопрос уже закрыт, потому что мы нуждаемся в инвестициях и не можем сойти с выбранного пути.

Прямая трансляция пресс-конференции велась в Facebook.