Привет! В Ground Zero сегодня проходит самая важная на данный момент встреча в сфере бизнеса, инноваций и технологий. Spot ведет прямую трансляцию с места событий. Если вы не смогли прийти, то тут вы можете узнать все самое важное со встречи. С вами Тимурмалик Эльмурадов и Анастасия Эм. Поехали!

18:31 Тимурмалик: Ну дела. Людей столько, что мест не осталось.

18:35 Тимурмалик: Если вас интересует вопрос, о чем тут говорят, то отвечаем, что пока что о налогах. О том, какие изменения происходят в сфере налогооблажения. Цитата: «Непредсказуемость очень опасна для бизнеса». Not bad.

18:38 Анастасия: Для бизнеса самое опасное — непредсказуемость. Если бизнес будет знать заранее об изменениях, он может адаптироваться. Хотелось бы, чтобы у нас изменения в законодательстве обсуждались заблаговременно. Хикмат Абдурахманов не согласен: «В нашем случае проводить реформы следует незамедлительно, к тому же Стратегия действий расписана на пять лет».

18:40 Тимурмалик: Очень много людей:

18:44 Анастасия: Хикмат Абдурахманов проводит опрос в зале: кто из присутствующих читал недавно принятый закон о поддержке предпринимательства и инноваций и оставил свои предложения на портале 2018.strategy.uz. Около десяти человек подняли руки.

18:44 Тимурмалик: Если честно, мало что слышно. Но я услышал, что в зале три ректора.

18:46: Тимурмалик: Зашла речь про «Автотест».

18:46 Анастасия: Вопрос из зала: «Разъясните сигналы, которые подают постановления об «Автотесте».

18:51 Анастасия: Глеб Чумичев, InfinLeasing: «Придется тратить много времени на обучение. Нашел решение: перестану ездить на офисных машинах, пересяду на личные».

18:52 Анастасия: Тут говорят, что постановление об «Автотесте» затрагивает очень многих. И мы забываем о том, что в стране много других монопольных сфер. Хорошо, что продвигаются инновационные методы обучения, что государство думает о безопасности граждан. «Автотест» должен создать нишу, куда потом смогут прийти другие игроки.

18:54 Тимурмалик: Все нормально. Вопросы интересные. И конкурсы отличные.

18:55 Анастасия: Отмечают, что положительная сторона ситуации с «Автотестом» — государственно-частное партнерство, это всегда хорошо.

18:57 Тимурмалик: На этом сессия заканчивается. Тут новые гости!

19:00 Тимурмалик: Следующие гости: Ёдгор Гафуров, Азиза Умарова и другие.

19:05 Анастасия: Сейчас будут обсуждать государственно-частное партнерство. Это тот момент, когда частный бизнес входит в сферу ответственности и интересов государства, но не наоборот. Какие сферы могли бы быть интересны? Пример из Германии, это одна из последних стран Европы, которая начала внедрять ГЧП. Строят клиники, ветряные и солнечные электростанции. У нас в стране такая сфера — IT. Государство в этом нуждается. Государство могло бы размещать заказы и получать эффективные решения.

19:07 Тимурмалик: Азиза Умарова приводит в пример Сингапур, где метро передано частникам. Две компании на основе контракта развивают метрополитен.

19:09 Анастасия: Азиза Умарова: «У нас всегда была слишком большая пропорция роли государства. ГЧП должно возникнуть там, где есть желание передать функции частному бизнесу и понимание, что именно ему передавать. Во-первых, государство должно заниматься планированием. Этим не может заниматься частный бизнес. Второе — регуляторная функция, правильно определять правила на рынке. А вот третье — оказание госуслуг — можно и нужно передавать. Социальные услуги, например, реабилитация людей с ограниченными возможностями».

19:12 Анастасия: Азиза Умарова отмечает, что стандарты качества этих услуг должны быть соблюдены. Государство при этом должно понимать, что бизнесу нужно зарабатывать на услугах. Если закон о ГЧП будет грамотным, он станет важным механизмом.

19:13 Тимурмалик: Тут задали отличный вопрос «Почему акциз на обжаренный кофе и необжаренный одинаковый?». Ждем ответ.

19:16 Анастасия: А вот и ответ от Министерства внешней торговли: «Либерализация валютного рынка не должна повлиять на уровень цен. Было такое поручение от государства. Было очень много вариантов, как снизить влияние на потребительский рынок. Снизили акцизные налоги, таможенные платежи. На всё сырье акциз убрали. На кофе раньше действовали довольно высокие ставки, теперь они понижены. Ставки на обжаренный и необжаренный кофе одинаковы, потому что некоторые предприниматели декларируют одно, а завозят другое. Поэтому государство должно перестраховать самих же предпринимателей, чтобы при аудите не возникло вопросов. Когда внутри страны будет развито производство, которое способно конкурировать с импортом, ограничений не будет. Но пока наши производители не готовы. Они должны работать над собой, модернизировать производство».

19:17 Тимурмалик: Вкратце ответ такой — движемся в этом направлении.

19:21 Тимурмалик: «Готов ли бизнес вхождению в ВТО?». Ответ будет 25 числа, на отдельной встрече.

19:25 Анастасия: ГЧП надо внедрять там, где у государства не хватает компетенций. Государство — плохой менеджер. Мы лишились частных охранных агентств, нотариусы долгое время были только государственными. Услуги, оказываемые на низком уровне, как правило, государственные. Сюда же относятся аэропорт, авиалинии. Чтобы сохранить контроль, государство может оставить за собой право «золотой акции», то есть в любой момент вмешаться и ввести вето. Это отличный выход.

19:27 Тимурмалик: Тут говорят, что в тех отраслях, где нужна регулятивная функция государства, ГЧП не совсем уместно. При этом есть много других сфер, где частный бизнес как раз-таки сильно поможет развитию. И одна из них — образование, тут ГЧП подходит идеально.

19:29 Анастасия: Одно из лучших наблюдений на сегодняшний день: «Два условия внедрения ГЧП: законодательная база и предсказуемые правила игры».

19:32 Анастасия: Прозвучала следующая речь: «Высшее образование не выдерживает никакой критики. Примерно 100 тыс. молодых людей обучаются за рубежом. Мы часть нашего дохода отдаем иностранным государствам, чтобы они обучили наших детей. У нас есть возможность открыть частные вузы. Государственные вузы должны остаться как гарантия права на образование, но должны появиться конкуренты в виде частных вузов».

19:33 Тимурмалик: Еще одна хорошая сфера — аутсорсинг. К примеру, обслуживание столовых в армии. В детские сады уже поставляют еду частники, надо теперь подумать о сфере медицины.

19:33 Анастасия: Почему не работает ГЧП у нас — из-за страсти к созданию ГУП, отмечает Азиза Умарова. Чтобы освободить поле для частного сектора, надо ввести правило: если на рынке есть хотя бы три компании, которые могут оказывать услугу, государство не имеет права ее оказывать. Любое лицензирующее ведомство сегодня имеет при себе ГУП. Их число нужно сокращать, иначе мы сами себя обманываем. И мы так и не получим компетентный частный сектор по реализации госуслуг.

19:40 Тимурмалик: Вот фотка с более удачного ракурса:

19:42 Все ушли пить кофе. Вернемся после перерыва!

19:50 Анастасия: Тимурмалик забыл самое важное из прозвучавшего здесь — Азиза Умарова привела пример из Малави: беднейшая страна, третья снизу в мировом рейтинге. Благодаря ГЧП там построили отличнейшие дороги. И вообще, ГЧП должно войти в процесс оцифровывания данных и госуслуг для масштабирования реформ. Ключевое слово — партнерство, то есть обоюдное несение рисков.

19:51 Тимурмалик: Это да.

20:06 Начинается новая сессия «Кадры». Гости — ректоры вузов.

20:15 Анастасия: Спрашивают, правда ли, что в системе образования Узбекистана есть разрыв между теорией и практикой. Отвечают, что всё зависит от конкретной сферы. Рассказывают, что создается Фонд академических инноваций, который будет поддерживать инновационные проекты в вузах страны.

20:22 Анастасия: Проректор Ташкентского государственного юридического университета Мансур Камалов считает, что нужно приглашать на позиции ректоров и проректоров людей из бизнеса. Это поможет сделать обучение практикоориентированным. Во всех вузах нужно перейти на метод обучения case study, то есть метод изучения реальных кейсов. «Не думаю, что многие бизнесмены захотят быть ректорами», — сомневается Арсен Длянчев. Обсуждают возможность приглашать советников, например, Мурад Назаров мог бы быть советником в ТАСИ. Хикмат Абдурахманов рассказывает, что в Израиле в вузах есть должность CEO.

20:32 Анастасия: Хилола Сулейманова говорит, что наших детей не учат принимать решения. Более 90% студентов в вузах не учатся тому, что интересно. Каких результатов ждет бизнес от выпускников? Они должны быть самообучаемыми и самоуправляемыми. К сожалению, большинство выпускников даже не готовы приходить вовремя на работу и делать что-то для достижения результата, а это третий критерий, которым руководствуются работодатели. Четвертый критерий — вовлеченность.

20:36 Нужно, чтобы к образованию относились как к бизнесу. Только в этом случае возможны изменения. У нас ежегодно есть 600 тысяч абитуриентов, которые хотят учиться. Можно открыть хоть 200 вузов, и они станут отличным бизнесом. Хилола Сулейманова предлагает не изобретать велосипед и пригласить иностранные вузы.

20:40 Из зала спросили: зачем вы выдаете дипломы плохим специалистам? Чтобы вырос хороший специалист, должна быть способность учиться и желание учиться, отвечают спикеры: «При приеме в вуз есть критерии, есть также выпускные критерии. Одна из проблем образования в Узбекистане — скоординировать контент образования с потребностями бизнеса. Когда вы спрашиваете, почему мы выдаем диплом, наверное, вы имеете в виду, что сотрудник не может выполнять функции, которые нужны вашему бизнесу. Образование должно быть дорогим, штучным, тогда мы сгенерируем спрос на выпускников. В Узбекистане отсутствует система профессиональной подготовки краткосрочных кадров. Сколько времени нужно, чтобы подготовить программиста? Восемь месяцев. Для этого не нужно учиться четыре года».

20:47 В Узбекистане только 9% выпускников колледжей и лицеев поступают в вузы. В Казахстане этот показатель более 50%, в России — 80%. Качество — тоже субъективное понятие. Проблема глобальная, не только в Узбекистане.

20:49 Говорят, что в Узбекистане все выпускники вузов в течение двух-трех лет трудоустраиваются, потому что берут всех, лишь бы закрыть позицию.

20:51 Чем занимается Академия наук? Рассказывает Шахло Турдикулова. Финансирование науки в Узбекистане — 0,02%. Нужно дойти хотя бы до 1%. Без денег нельзя выпускать квалифицированных специалистов, проводить исследования. Надежда только на государство, во всем мире оно финансирует развитие науки.

20:58 У нас нет законодательной базы рождения инновации в институте. Никаких механизмов. Даже если есть идея, ученый боится, что частный инвестор его обманет. Предлагают изменения в законодательство, налоговые льготы. Только 5% стартапов приносят результаты. Бизнес должен понимать, что 95% — это высокие риски, говорит Шахло Турдикулова.

21:03 Вопрос из зала про печальный гендерный дисбаланс в науке. Так у нас во всех областях, отвечает Шахло Турдикулова: «В топе у нас мужчины. Это отражение Узбекистана и, наверное, всего мира. Миром правят мужчины и выбирают мужчин». Хилола Сулейманова не согласна: по базе данных Da Vinci, 59% руководителей в компаниях Узбекистана — женщины.

21:05 Начинается новая дискуссия! «Инновации и технологии».

21:10 Обсуждают, в каких направлениях возможны инновации в Узбекистане. Батыр Арифджанов, основатель Paynet и LeBazar, говорит, что на рынке намечается прорыв. Будут появляться инновационные продукты, связанные с финтехом.

21:18 Платежеспособность народа пока невысокая, и доступность интернета тоже, отмечает Акмаль Пайзиев, основатель MyTaxi. Он хочет, чтобы интернет стал супердоступным как с точки зрения скорости, так и с точки зрения цены. Батыр Арифджанов говорит, что привык работать в условиях с ограничениями и хочет прорыва главным образом в отношении государства и бизнеса.

21:24 Баходыр Аюпов, замдиректора по развитию бизнеса Mirzo Ulugbek Innovation Center, обращает внимание на то, что нет единого определения инновации. Почему мы говорим только про информационные технологии? Инновации делают доступными дорогие продукты и услуги, за счет чего создается множество новых рабочих мест, говорит Лазиз Адхамов. Когда изобрели оптоволокно, например, появился доступный интернет. Первым был Форд и его автомобили — инновации создают индустрии.

21:26 33% — самый высокий налог в Узбекистане, и одна из индустрий, которая его оплачивает — электронная коммерция. При том, что в соседних странах, например, это направление всячески субсидируют и стимулируют.

21:29 Mirzo Ulugbek Innovation Center работает над продвижением двух дополнительных ОКЭД — IT-образование и электронная коммерция. Если это получится, компании из этих сфер смогут стать резидентами центра и получить налоговые и другие льготы.

21:31 Модератор Сурен Сапов попросил назвать одну самую важную вещь. Оказалось, это экспорт. Айтишники не ориентированы на внутренний рынок. Экспорт требует высокой экспертизы, подчеркивает Акмаль Пайзиев. Поэтому работа на экспорт — большой вызов для местных компаний.

21:38 Скоро можно будет конвертировать сумы в доллары онлайн, уверен Сарвар Рузматов, основатель Payme. Появятся ли цифровые банки в чистом виде, зависит от регулятора. Основная процедура для банка — установление личности клиента. Каждый клиент должен посетить офис банка, чтобы предоставить документы. Нужен механизм, чтобы автоматизировать этот процесс. Как только у бизнеса появится своя подпись, которая практична и применима везде, тогда появится цифровой банкинг. Сколько денег нужно, чтобы открыть цифровой банк? Примерно 1,5 млн долларов.

21:40 На криптобиржах можно удостоверить личность, прислав фотографию себя и своего паспорта. Это можно было бы сделать и в Узбекистане, но все зависит от регулятора.

21:41 Акмаль Пайзиев — за перевод «бомбил» на патентную систему, потому что это и конкуренция, и поступления в бюджет. Кстати, мы скоро выпустим на эту тему отдельный большой материал с комментариями.

21:45 Актуальный вопрос: «Как остановить отток IT-специалистов?». Никто пока ответ не знает.

21:57 На этой оптимистичной ноте сессия закончилась. Как и наша трансляция. Спасибо, что вы были с нами!

Материал обновляется в режиме реального времени. Обновляйте страницу.