Данный материал был опубликован в №12 (2017) журнала ICTNEWS под названием «Единая система идентификации — утопия или решение всех проблем?».

Шухрат Курбанов, эксперт, генеральный директор ЕМПЦ (GlobUz):

Давайте попробуем вспомнить и посчитать, где мы вынуждены показывать документы, оставлять копии паспортов, приносить справки и т. п. Банки, некоторые государственные органы, коммунальные службы, офисы сотовых операторов…

Список можно продолжать практически до бесконечности. Одним словом, наша с вами персональная информация (паспортные данные, адрес прописки и др.) «гуляет» в бумажном виде где только можно.

Больше всего меня удивляет это в банках. Знаете, почему? Потому что в банках уже есть все наши документы. Ведь первая встреча с банком возможна лишь при наличии паспорта, и неважно, что вы хотите сделать. Хотя нет, определенную сумму валюты в обменном пункте можно сдать без документов.

А по сути пришли вы в банк открыть карту или взять кредит — отлично, берут оригинал паспорта, снимают с него копию и вносят ваши данные (включая и паспортные) в АБС (автоматизированную банковскую систему) банка. И так практически в каждом отделе.

Возникает вопрос — зачем? Что мешает в рамках банка осуществлять доступ к данным клиента? Хотя бы путем определения прав сотрудников. Кстати, это касается не только физических лиц, но и юридических.

А теперь взглянем шире — в рамках различных филиалов одного банка. Реальность такова, что один клиент в двух филиалах считается двумя клиентами, в трех филиалах — тремя. Догадайтесь, какая красивая статистика по количеству клиентов получится у банка. Что уж говорить о взаимодействии между самими банками, которого, кстати, нет.

Возникает вопрос: что нужно для улучшения этой ситуации? Правильно — единая система идентификации клиентов. Раз уж я идентифицировал себя в одном банке, значит, этого должно быть достаточно и для банковской системы в целом. Да, есть много сложных вопросов по данному поводу, которые надо продумать, но к этому надо идти, иначе какое это дистанционное банковское обслуживание, если по каждому поводу и без в любом случае нужно идти в банк.

Налоговая, а мы ей верим? Пусть она идентифицирует клиента и передает его данные в некую единую базу идентификации. И не надо для этого определять один орган (Узинфоком ли это или ГНК, не суть важно), имеющий право идентифицировать.

У многих возникнут вопросы безопасности, а вдруг сотрудник какого-либо органа занесет в базу неверную информацию. Но на этот случай есть система контроля и безопасности, которая позволит найти того, кто внес эти данные.

А что мы имеем сейчас? На my.gov.uz любой может зарегистрироваться под любым именем. Да, есть SMS-подтверждение. А кто-нибудь проверяет, совпадают ли данные регистрирующегося с данными того, на кого оформлен номер? Вот именно, что нет, а единая система идентификации легко решит этот вопрос. А пока мы имеем логины, пароли, id.uz, id.gov.uz и так далее, и тому подобное, и у каждой системы свои правила и свои базы.

В этой связи пора задуматься над этим и все-таки понять, что надо упрощать людям жизнь, а не отправлять их в «единое окно» за очередной ЭЦП, которая, если по-хорошему, даже на «портале» не нужна.