В Узбекистане взят курс на сокращение разрыва между вузами и компаниями. Специальное управление при Министерстве инновационного развития займется интеграцией образования, науки и производства.

Также сообщалось, что колледжи выводятся из-под государственного финансирования и передаются в отраслевое подчинение соответствующим министерствам, ведомствам, хозяйственным объединениям, коммерческим банкам и крупным предприятиям.

Таким образом, банки и предприятия смогут готовить специалистов под собственные потребности в соответствии с целевыми параметрами программ социально-экономического развития регионов и прогноза рынка труда.

О том, что нужно изменить в сфере образования Узбекистана, чтобы подготовка кадров для бизнеса была эффективной, пишет научный исследователь Гарвардской бизнес-школы Ботир Кобилов специально для Spot.

Ботир Кобилов

Научный исследователь Гарвардской бизнес-школы, магистр экономики Университета Дьюк, организатор программы «Дьюк в Кремниевой долине» в рамках Duke Innovation and Entrepreneurship Initiative, ранее — ведущий экономист Центрального банка Узбекистана.

Нехватка квалифицированных кадров — актуальная проблема в нашей стране. Выпускники университетов и колледжей часто оказываются совсем не подготовленными к требованиям и нуждам работодателя, а работодателям часто приходится обучать сотрудников с нуля. От этого проигрывают все участники рынка. Студент не получает необходимые и актуальные (!) знания, работодатель теряет ресурсы на переподготовку кадра, а учебное заведение (если оно государственное) тратит средства из госбюджета неэффективно. И вузы, и работодатели всех уровней должны быть заинтересованы в качестве образования.

Многочисленные исследования и история показали, что долгосрочное процветание страны зависит от качества человеческого капитала. Я убежден, что необходимо коренным образом пересмотреть и реформировать нашу систему образования. Недавно принятые шаги дают на это надежды.

Передача профессиональных колледжей в отраслевое подчинение министерствам и банкам может послужить децентрализации колледжей и подготовки кадров с учетом имеющихся реальных потребностей этих ведомств.

Однако следует помнить, что министерства, банки и хозяйственные объединения подвержены различным организационным изменениям, вплоть до ликвидации. С учетом этого и во избежание подготовки кадров для определенных функций и для конкретных организаций, следует избегать переизбытка специалистов узкого профиля на рынке труда.


Аудитория, где занимаются студенты MBA. Фото: личный архив автора

Разрыв между теорией и практикой

В Гарвардской бизнес-школе впервые разработали и внедрили метод case study, то есть изучение кейсов — конкретных бизнес-ситуаций реальных компаний.

Есть миф, что студенты Гарварда, окончившие бизнес-программу MBA (Master of Business Administration), успешны по большому счету благодаря нетворкингу, однако нет никаких сомнений, что 500 кейсов, которые они изучают за два года, дают бесценный опыт и знания и готовят к следующему этапу в карьере.

Безусловно, внедрение case study в Узбекистане помогло бы лучше подготовить кадры для бизнеса. С другой стороны, релевантность лицензионных кейсов Гарварда в Узбекистане была бы низкой.

Следует разработать кейсы предприятий, которые работают в Узбекистане, чтобы студенты представляли себе, с какими рабочими ситуациями и проблемами сталкиваются наши предприниматели и управленцы.

Успешность внедрения метода кейсов зависит от многочисленных факторов, приведу два из них:

  1. Предприятия должны быть заинтересованы во внедрении кейсов в образовательный процесс. Потому что в основе кейсов лежат цифры, финансовые показатели, суммы сделок. Предприятия должны быть готовы к раскрытию этой информации. Отличительная черта кейсов в том что в каждом из них есть главный герой (protagonist), от лица которого студенты будут принимать решения.
  2. Нужны компетентные преподаватели, которые будут разрабатывать актуальные кейсы и писать методички. Важно, чтобы кейсы были написаны именно по требованию преподавателя. Предприятия и профессора должны тесно сотрудничать. От этого процесса получают выгоду все стороны.


Фото: личный архив автора

Бизнес-образование должно концентрироваться в руках частников

Взять опыт Гарварда или любого другого учебного заведения и применить в условиях Узбекистана было бы неэффективно и даже неуместно — слишком много разных факторов влияний и условий.

Но можно начинать с базовых факторов, например, открывать частные высшие учебные заведения, в том числе профильные бизнес-школы. При этом нужно минимизировать государственное вмешательство в их деятельность и освободить от бюрократических процедур.

Есть ряд причин, почему негосударственные школы создают лучшие условия для подготовки бизнес-кадров:

  • негосударственные бизнес-школы имеют больше финансовых возможностей, поэтому могут привлечь хороших преподавателей и обеспечить их зарплату;
  • могут предоставить одаренным и нуждающимся в финансовой помощи студентам гранты на обучение в больших объемах и на более выгодных условиях для студента;
  • финансирование частниками и включение их в совет попечителей школы обеспечит их прямую заинтересованность в стратегии школы, внедрении новых методов обучения и других инноваций.

В целом я думаю, что в частных заведениях динамичность развития будет намного выше. На примере США могу сказать, что университеты, финансируемые на деньги налогоплательщиков, имеют намного меньше финансовых и человеческих ресурсов, чем частные, и ограничены в своей деятельности.

Библиотека Baker Library в Гарвардской бизнес-школе. Фото: личный архив автора

Были новости о том, что Университет Вебстера (США) открывает филиал в Узбекистане и будет обучать студентов по разным направлениям, в том числе в сфере бизнеса. Это хорошее начало.

Главное, что нужно изменить в сфере

Перечислю несколько действий, которые, по-моему мнению, важно выполнить:

  • пересмотреть социальный статус и, самое главное, материальное обеспечение преподавателей всех категорий. Будет трудно поднять уровень образования без восстановления престижа, уважения к этой профессии в обществе;
  • избавить учителей и профессоров от бюрократических нагрузок и отчетов. Учителя должны посвящать свое время исключительно образовательному процессу, саморазвитию и интеллектуальному труду. Не менее важно категорически исключить вмешательство других лиц в учебный процесс;
  • обновить профессорско-преподавательский состав вузов, которые работают по устаревшим методологиям;
  • привлекать и мотивировать сильных управленцев из частного сектора и руководящих лиц госсектора в образовательный процесс. Я акцентирую внимание на слове «мотивировать», так как необходимо именно заинтересовать их для добровольного вовлечения в вузы в качестве преподавателей по совместительству, а не в качестве гостевого лектора, например. Это могут быть вечерние курсы, например. Управленцам и самим будет полезно делиться опытом, видением текущего и будущего той или иной отрасли и проблем, с которыми они сталкиваются в условиях введения бизнеса и управления организацией.

В конечном итоге нужно максимально приблизить бизнес-сообщества к вузам и студентам, так как они источник спроса на потенциальные кадры среди выпускников. Молодежь в большинстве случаев даже не имеет представления, чем заняться после выпуска, поэтому налаживание диалога поможет обеим сторонам.